Лого клуба "Первый шаг" Парапланерный клуб "Первый шаг"
+7(916) 956-5621
Контакты | Поиск | Форум









Система Orphus





География посетителей страницы

"Посадка в цель"
Одно упражнение и две задачи

 

Одно упражнение и две задачи

Теория

Практика

Как сдать зачет

После зачета

 

Одно упражнение и две задачи

Посадка в цель — самое приятное для инструктора упражнение курса начальной подготовки парапланеристов. Самостоятельно стартовать курсанты более-менее научились. Управлять парапланом в воздухе (в спокойных метеоусловиях) тоже. Приземляются на ноги. То, что заходить на посадку нужно против ветра знают. Ежесекундный контроль, как это было на наземной подготовке и в первых подлетах, уже не требуется. Сидит инструктор на старте, наблюдает за беготней курсантов и периодически выдает какое-нибудь из заранее заготовленных четырех ценных указаний.

1. Посадка должна быть мягкой!
Промах мимо цели — всего лишь ошибка в расчете, которую можно исправить в следующем полете. Жесткое приземление — заявка на визит к травматологу. После приземления пилот должен остаться стоять на ногах. Падения, касания земли рукой или подвесной системой — незачет независимо от того, насколько близко к цели вы приземлились.

2. Выдерживайте посадочную прямую.
Для облегчения расчета на посадку нужна длинная посадочная прямая. Встали на прямую, и сантиметровыми движениями клевант плавно корректируете траекторию. Резкие маневры над точкой недопустимы. Рассчитать траекторию, в которой одновременно и существенно меняются и высота, и курс, и скорость полета весьма затруднительно, а ошибки у земли чреваты ударом о рельеф.

3. Недолет.
Длинная посадочная прямая — это конечно хорошо, но что же вы так далеко зашли. Надо поближе.

4. Перелет.
Ну что же вы теперь так близко зашли. Надо подальше.

Для курсантов посадка в цель — долгий труд. Летать на высоте было легко и красиво. Курсант летел, смотрел по сторонам, поворачивал то вправо, то влево. У земли все меняется. Потоки то подбросят параплан, то просадят. Точно совместить пляшущую траекторию полета с меткой цели и удержать на ней параплан весьма непросто.

Обсуждая упражнение "посадка в цель", нужно отметить две задачи, стоящие перед курсантами: очевидную и главную.

Очевидно: без умения приземлиться там, где этого хочет Пилот, а не там, куда его случайно занесет порывами ветра, говорить о больших высотах и маршрутах преждевременно.

Главное: курсанты должны научиться "чувствовать" свой параплан (для начала на простых маневрах), научиться планировать свои полеты на земле и с достаточной точностью реализовывать запланированное в воздухе.

Что значит научиться "чувствовать" параплан? Приведу наземный аналог. Если вы не художник, не чертежник-профи, возьмите карандаш, лист бумаги и проведите прямую линию. Затем приложите к ней линейку и посмотрите, что вы нарисовали на самом деле. А теперь давайте учиться рисовать прямые, круги, квадраты... Абстрактный "поворот направо" на высоте — это одно. Точный выход на предпосадочную прямую с ошибкой по курсу "плюс/минус ноль" — совсем другое.

Несколько слов о понятии "планирование полета". В любом полете пилот должен просчитывать варианты траекторий на некоторое время вперед, чтобы лететь не "куда ветром понесло", а туда, куда ему нужно с учетом всех погодных факторов и эксплуатационных ограничений. В маршрутном высотном полете это приходится делать "на лету". В коротком учебном слете на цель есть возможность неторопливо все обдумать на земле, а потом в повторных полетах исправить выявленные ошибки.

Базовый принцип летной учебы гласит: "от простого к сложному". Сначала учимся просчитывать траектории в простых условиях коротких слетов на точность приземления. Позже займемся решением более сложных задач.

Нормально проработанная "посадка в цель" — это:

детальное знание пилотом летных характеристик своего параплана в рамках простого маневрирования;

знание пилотом своих возможностей и умение не выходить за их пределы;

понимание пилотом фактических погодных условий, которые в разные дни могут быть очень разные;

умение пилота видеть особенности рельефа и просчитывать их влияние на траекторию полета.

 

Теория

Заход на посадку выполняется строго против ветра. Ключики успеха: длинная посадочная прямая, плавное маневрирование и постоянный взгляд пилота на цель в процессе захода для контроля высоты/дальности.

Пилот снижается по произвольной траектории до высоты 30-50 м. К достижению этой высоты он должен оказаться с подветренной стороны от метки цели на расстоянии 50-100 м от нее. С этого момента начинается заход. Поскольку речь идет об учебных полетах, предполагается, что пилот над целью один и ему никто не мешает.

Взгляд пилота фиксируется на метке цели. Пилот начинает сбрасывать излишки высоты, оставаясь на удалении 50-100 м от цели, по траектории типа "восьмерка". Все развороты выполняются только в направлении "против ветра". Особое внимание следует уделить плавности выхода из разворотов, так как раскачка параплана сбивает прицеливание. Контроль высоты/дальности до цели ведется постоянно. Взгляд пилота должен быть все время на метке цели, чтобы видеть не только текущие высоту/дальность, но и контролировать скорости их изменения.

Отметим две типовые ошибки:

Новички часто оценивают высоту не по посадочной площадке, а под собой. Если рельеф неровный это приводит к существенным ошибкам в расчете. (Например, под юго-восточным склоном горы Юца и в Чегеме, посадочные площадки имеют ощутимый уклон.)

Траектория снижения типа "восьмерка" часто вырождается в серию разворотов на 180 град. Это приводит к неконтролируемому приближению к посадочной площадке с чрезмерно большим остатком высоты.

 

Траектория снижения типа "восьмерка" часто вырождается в серию разворотов на 180 град.
Рис. 1. Траектория снижения типа "восьмерка"
часто вырождается в серию разворотов на 180 град.

 

Из ранее отработанного упражнения "Маневрирование скоростью" пилот должен знать сектор доступных ему наклонов траектории планирования. Когда метка цели окажется в секторе, пилот доворачивает параплан на цель и встает на предпосадочную прямую.

Несмотря на то, что пилот должен знать ограничение хода клевант по заднему сваливанию и иметь навык восстановления крыла в случае непреднамеренного срыва, снижаться на предельном торможении не следует. Неожиданный встречный порыв ветра может качнуть параплан назад, привести к срыву крыла и падению. Глубину зажатия клевант рекомендуется держать на уровне 50-60% допустимого хода. Это безопасно по срыву и сохраняет достаточный запас маневра по дальности.

Траектория предпосадочного планирования строится все время с небольшим перелетом. По мере приближения к цели перелет уменьшается. Сбросить избыток высоты при приближении к цели не трудно, но, если на посадочной прямой за 20-30 м до цели обнаружится ее нехватка, исправить ошибку будет уже невозможно.

При полете в режиме торможения многие парапланы имеют склонность к раскачке по крену. Необходимо максимально точно выставлять курс полета при выходе на предпосадочную прямую и, если обнаружится необходимость в его корректировке, делать это очень аккуратно и преимущественно балансирным способом. Попытки быстро скорректировать курс за 10-20 м до цели ошибку расчета скорее всего не исправят, а лишь приведут к раскачке параплана и риску жесткого приземления.

Еще раз повторим: посадка должна быть мягкая. Промах мимо цели — всего лишь ошибка в расчете. Жесткое приземление — заявка на визит к травматологу.

Постарайтесь садиться так, чтобы крыло параплана оставалось после приземления у вас над головой. Это не только проконтролирует мягкость посадок, но и пригодится на будущее. На Кавказе растет множество колючих кустов (шиповник, терновник). Часто они малозаметны, когда не сильно выше окружающей их травы. Если случайно положить на такой куст стропы, выпутываться придется долго. Если вы приучите себя при приземлении, удерживая крыло над головой, предварительно осматривать место куда вы собрались положить параплан — это избавит вас в будущем от множества проблем.

Практика

Первый учебный полет на точность — это всегда полет на доразведку погоды. Курсант стартует, выполняет простой планирующий слет и кладет метку цели примерно в то место, куда только что приземлился. Место должно быть удобным, а траектория максимально простая. Не надо заранее усложнять себе жизнь, устанавливая цель в каком-нибудь трудном месте. Сложность задания должна нарастать постепенно.

Технология дальнейшей работы состоит из трех этапов:

1. Определение базовой траектории (для заданных мест старта и посадки).

2. Определение области полетов (для заданных мест старта и посадки).

3. Определение области посадок (для заданного места старта).

 

Определение базовой траектории

Курсант, летая по самой простой траектории, учится приземляться по возможности ближе к метке цели. В штиль это сделать проще, хотя есть некоторые нюансы, связанные с увеличенной скоростью полета параплана относительно земли. В условиях небольшой болтанки, когда полет становится менее предсказуемым, сложнее.

— Инструктор, я абсолютно точно выставил параплан на глиссаде, и вдруг за 10 м от цели какая-то бяка меня подбросила и унесла в сторону. А может быть все-таки зачет? Я же точно на глиссаду вышел, а дальше просто не повезло. Невозможно ведь все случайности спрогнозировать.
— Курсант, представь себя на миг взрослым пилотом-маршрутником. Ты летел маршрут, немного ошибся, потерял высоту и теперь надо приземляться. Внизу деревня. Ты нашел в ней приличный огородик и целишься туда. Ты абсолютно точно вывел параплан на глиссаду, но на финишных 10 м какая-то бяка тебя то ли подбросила, то ли просадила, и ты, вместо мягкого приземления в намеченный огород, оказался верхом на окружающем его заборе. Мне-то что. Я на земле в безопасности. А твои разорванные о забор штаны тебе зачет за точность приземления поставят?..

— Инструктор, ну как же быть?
— Думать и искать причины ошибок.

"Посадка в цель" — мероприятие комплексное. У промаха может быть несколько причин. Возможно, курсант не сумел удержать траекторию в условиях болтанки. А возможно, не увидел, что намеченный для посадки огород расположился за каким-нибудь кустом, создающим зону настолько сильной турбулентности, что просчитать в ней траекторию полета становится в принципе невозможно.

В первых учебных полетах на точность приземления провоцировать установку места цели в зоне турбулентности бессмысленно и небезопасно, однако отметить в разборе полета, что причин промаха может быть, как минимум две, чтобы курсант задумался об обоих, полезно.

— Инструктор, я в прошлом полете разворачивался над тем кустом и прилетел точно к цели. Сейчас там же начал разворачиваться, а меня приподняло, и я опять перелетел.
— Воздух подвижен. Изменения обстановки нужно оценивать мгновенно. Увидел подхват — сбрасывай избыточную высоту: сделай разворот дополнительный, отойди дальше от цели, наконец "уши" сложи. Началась просадка — сразу все маневры долой и летишь по прямой к цели. Учись видеть не только текущие высоту/дальность, но и следить за скоростями их изменения.

— Инструктор, опять ничего не получилось!
— На старте параплан поднял безобразно. В результате вместо быстрого и четкого взлета пол горы бежал, выравнивал крыло. На этом растерял всю высоту, запаса которой на учебном склоне и так немного. "Посадка в цель" — мероприятие комплексное. Технику старта потренировать тоже полезно.

— Инструктор, я сейчас взлетел нормально, но меня как-то сразу вынесло к цели, и я уже никак не успевал развернуться.
— После отрыва от земли, наверное, сильно обрадовался факту взлета с первой попытки и секунд 5 летел просто прямо. Параплан за это время унес тебя с расчетной траектории. Работа на учебном склоне начинается сразу же с момента взлета. Учебная горка маленькая. Полет короткий. Как оторвался от земли — сразу оценивай траекторию и начинай расчет на посадку.

— Инструктор, я не успеваю довернуть параплан на цель. Он проносится мимо нее слишком быстро.
— Дело к вечеру. Ветер стих почти до штиля. Скорость параплана относительно земли увеличилась. Время на принятие решений уменьшилось. Долго раздумывать в полете стало некогда. Учись быстро соображать. А еще, по причине большей скорости захода, удели внимание мягкости приземлений.

Учебный полет короток. Счет времени идет на секунды. Без каких-либо дополнительных инструкторских усилий курсант загоняется в стрессовые условия постоянного дефицита времени и… постепенно учится в них нормально работать.

Как говорил А. В. Суворов: "тяжело в ученье — легко в бою". То, что "сегодня" на учебном склоне воспринимается как дополнительная сложность — "завтра" на парящих полетах в плотной группе с другими парапланами и дельтапланами, станет запасом на безопасность. Ошибка сейчас — всего лишь промах мимо цели. Неспособность курсанта быстро оценивать обстановку и без подсказок принимать разумные решения в воздухе — риск столкновения при полетах в группе.

— Инструктор, я вчера приметил траекторию полета и все на ней получалось. Сегодня пытаюсь лететь точно так же, но почему-то сплошные промахи.
— Учись видеть погоду. Направление ветра, по сравнению со вчерашним, изменилось. Нужно строить новую траекторию захода на посадку в соответствии с новыми условиями.

— Инструктор, я точно вышел к цели, начал делать подушку и тут меня прямо над точкой в бок на 2 метра сдуло.
— Заходить на посадку нужно строго против ветра. Когда ты делаешь финишную подушку, твоя воздушная скорость стремится к нулю. Встречный ветер тебя бы остановил над точкой, а боковой сдул.

Постепенно дело налаживается, и курсанты начинают более-менее стабильно приземляться вблизи цели. Теперь можно дать подсказку как повысить точность приземлений. Подсказка следующая: целится пилот глазами, а прилетает в цель ногами. Чтобы ноги прилетали куда надо, глаза должны целиться с перелетом в 2-3 м.

 

Разница между точками прицеливания глаз и приземления ног составляет 2-3 м.
Рис. 2. Разница между точками прицеливания глаз и приземления ног составляет 2-3 м.

 

Проходит еще некоторое время, и кто-то из курсантов периодически начинает попадать прямо в метку цели. Далее следует характерный разговор, повторяющийся из года в год почти во всех группах.

Подходит курсант к инструктору и говорит: "Инструктор! Ура! Я научился садиться в цель! Я уже три раза подряд точно приземлился. Можно на высоту? Можно на парение?".
Инструктор смотрит на курсанта, улыбается и отвечает: "Молодец. Отлично. Куда ты садился?.. Слетай еще один контрольный полет и затем поговорим о парении. Только цель будет не там, где ты сейчас приземлялся, а немного в стороне. Вон ту копну сена видишь? Давай к ней".

Курсант решительно стартует, летит и… опять промахивается метров на 50. Понимает курсант, что перспектива его парящих полетов отодвигается в туманную даль. Собирает крыло, карабкается на горку и тихонько ворчит себе под нос: "Ветер неправильный, горка кривая и вообще злой инструктор положил цель так, что сесть туда просто нереально".

Наконец курсант поднимается на старт, и инструктор начинает серьезный разговор: "Дружище, я очень рад, что у тебя что-то начало получаться. Только это не называется "научился". Это называется: "пристрелялся". Несколько дней прыгов с одного старта на одну посадочную точку по одной и той же траектории рано или поздно должны были принести успех, но это не завершение процесса. Это его самое начало. Ты нащупал базовую траекторию. Теперь можно начинать с ней работать".

 

Определение области полетов

Главное в упражнении "посадка в цель" не сама по себе посадка ради посадки. Важно, чтобы начинающий пилот научился "чувствовать" свой аппарат на простых маневрах и мгновенно просчитывать возможные варианты траектории полета в зависимости от внешних факторов (направление и скорость ветра, подстилающий рельеф, турбулентность воздуха).

В детских соревнованиях на точность приземления ставится задание "облет вешек с посадкой в цель". Задача пилота — облететь возможно больше вешек, но так, чтобы полет завершался у метки цели. Вешки ставятся судьями с хитринкой. Потянулся начинающий пилот на дальнюю вешку, потерял там высоту и не долетел до цели. В результате ноль очков. Смысл задания в том, чтобы пилот, летая по вешкам, постоянно отслеживал высоту/дальность до расчетного места приземления и успевал вовремя принять решение идти на посадку.

Продолжаем полеты. "Базовая траектория" у нас имеется. Начинаем от нее отклоняться. Главный принцип все тот же: двигаться вперед маленькими шагами, чтобы новые траектории могли строиться на основе предшествующих. Нужно определить границы области, до которых вы могли бы долететь с условием, чтобы вам хватило высоты вернуться и завершить полет на метке цели.

Допустим на вашей отработанной базовой дорожке к цели вы существенно оттормаживали параплан на предпосадочной прямой, чтобы убрать перелет. Попробуйте отлететь от цели подальше. Тогда тормозиться нужно будет меньше. Насколько дальше можно отлететь? Насколько меньше в этом случае придется тормозиться? Исследуйте.

Допустим, вы пристреляли некую траекторию с уходом подальше от метки цели и с плавным разворотом выхода на длинную предпосадочную прямую. Если сделать финишный разворот более интенсивным, потери высоты на нем будут больше. Тогда далеко уходить от метки цели будет не нужно. Насколько интенсивнее можно сделать разворот? Насколько больше будет на нем потеря высоты? Насколько меньше будет нужно уходить от цели? Щупайте! Попутно не забывайте, что чем короче вы заложите посадочную прямую, тем точнее нужно будет выйти на нее из финишного разворота.

"Посадка в цель" — мероприятие комплексное. "Тряпочка-цель" под склоном — это не цель в прямом понимании этого слова. Это инструмент, позволяющий вам проконтролировать самих себя на предмет чувства крыла и точности маневрирования.

Ветер на горках редко дует точно в склон. Обычно присутствует какая-то боковая составляющая. Пусть вы стоите на старте, и ветер дует немного слева. Тогда самая простая базовая траектория будет выглядеть следующим образом: старт, отход от склона, плавный правый поворот, проход вдоль склона "по ветру", левый интенсивный разворот и финишная прямая против ветра. А теперь попробуйте слетать влево: старт, отход от склона, левый разворот, проход вдоль склона "против ветра", правый разворот, снова проход вдоль склона, но теперь "по ветру", левый финишный разворот и посадочная прямая. Траектория станет сложнее. Главная сложность в левом финишном развороте, который нужно будет выполнить на значительно меньшей высоте чем в первом варианте. Если не успеете развернуться, ценой ошибки будет жесткое приземление "по ветру".

 

Варианты траекторий захода на посадку при боковом ветре
Рис. 3. Варианты траекторий захода на посадку при боковом ветре.
1 — так проще. 2 — тоже можно, но значительно сложнее.

 

Еще раз вспоминаем, что все должно делаться маленькими шагами. "Базовая траектория" у вас есть. Отклоняйтесь от нее понемногу. Тогда в каждом новом полете вы сможете, оценивая остаток высоты, принимать решение можно ли еще усложнить траекторию или делать этого уже не следует.

На завершении данного этапа вы должны, летая по произвольным траекториям, уметь постоянно отслеживать место посадочной площадки и запас высоты для захода на нее. В дальнейшем этот навык пригодится в маршрутных полетах, когда вам нужно будет в процессе поиска восходящего потока одновременно контролировать высоту/дальность до заранее примеченных безопасных посадочных площадок и успевать своевременно переключать мозг на расчет приземления, если термик найти не удастся.

 

Определение области посадок

Вы облетали все возможные траектории на учебном склоне для заданных мест старта и посадки. Усложняем задание: расширяем географию полетов и убираем фактор пристрелки.

Теперь точка приземления в каждом полете будет новая. Поначалу для упрощения задачи при переносе метки цели не сдвигайте ее слишком далеко от ранее пристрелянного места. Тогда расчет новой траектории сможет базироваться на ранее облетанных. Когда появится уверенность, начинайте переносить цель хаотично, чтобы выполнять расчет посадки приходилось бы на лету.

Замечу, что чем ближе метка цели будет установлена к подножию учебного склона — тем, с одной стороны, курсанту меньше бегать, но с другой, сложнее расчет посадки. Полет становится короткий, а маневры для сброса высоты будут требоваться интенсивные.

Напоминаю, что первое требование о мягкости приземлений никто не отменял. Это вопрос безопасности. Также напомню, что попадание курсанта в метку цели — лишь инструмент для решения главной задачи. Главное в упражнении "посадка в цель" — научиться планировать свой полет на земле и в воздухе суметь реализовать запланированное. Если приземление у курсанта получилось жесткое — никогда не поверю, чтобы курсант на старте запланировал посадку с "бабахом". Значит, независимо от точности приземления, незачет за несоответствие выполненного полета полетному плану.

На завершении этапа вы должны научиться, стоя на старте, оценивать фактические погодные условия и видеть область, куда бы вы могли в принципе приземлиться. Затем вы намечаете произвольную точку в этой области, стартуете и мягко слетаете в указанное вами место.

Представьте себе, что вы инструктор и рядом с вами стоит группа новичков. Вы им говорите: "Новички, сейчас будем под склоном заниматься наземной подготовкой. Вы топайте ногами, а крыло я вам сгружу". Никто вас за язык не тянул. Сами обозначили место предстоящей посадки. Спланировали полет? А теперь исполните. Причем с первой попытки и так, чтобы не было потом стыдно за промах или жесткое приземление.

Как сдать зачет

"Так сколько нужно сделать ШТУК успешных попаданий в цель, чтобы получить зачет по упражнению?" — часто спрашивают начинающие летать курсанты. Их нетерпение понятно. Им очень хочется поскорее вырваться из учебного "лягушатника" на просторы больших высот и парящие полеты.

Пусть на этот вопрос ответят вчерашние курсанты клуба "Первый шаг" еще недавно тоже прыгавшие на цель, а теперь летающие в статусе самостоятельных пилотов-маршрутников.

 

Руслан Гостюхин

Критерий зачёта очень прост:

1. Осознание того, что бывают ситуации с рисковой составляющей, когда посадка в цель — это не "зачёт для инструктора", а сохранение целостности здоровья и имущества.

2. Уверенность для себя, в душе, что ты не поломаешь ногу, потому что не умеешь садиться в цель.
Однажды, разговаривал с парапланеристом, который мне рассказал, что получил травму, потому что не смог сесть на чек (это такие поля в Непале ступеньками) и попал точно в ступеньку между двумя полями.

 

Владимир Силич

Что-то мне подсказывает, что важно не количество, а качество выполнения полета в целом. Начиная с вывода крыла, старта, маневрирования, расчета траектории и реализации его в воздухе. Можно в один день напрыгать десяток попаданий, в данных конкретных погодных условиях на данной горке. Но по моим наблюдениям, зачет станет объективным только тогда, когда будет видно, что учлет может с надежным уровнем техники работать на точность на разных склонах при различной погоде.

Работа на точность занимает львиную долю программы подготовки. В этот период вырабатывается не только умение рассчитывать траекторию полета, но и шлифуется техника работы с крылом, а навыки активного пилотирования переходят в рефлексы.

 

Иван Савенков

Я хоть и не считаю себя продвинутым — отвечу на вопрос. Точнее — выскажу своё мнение. Соглашусь с тем, что важно не количество, а постоянно стабильный результат. Зачёт на посадку в цель я выполняю каждый полёт. И судья не инструктор, а я сам. И на кону не выполнение норматива, а собственная безопасность.

Еще очень немаловажный фактор — это выбор цели, выбор подходящего места для посадки. Когда не инструктор положил тряпочку, а ты должен сам выбрать место куда сесть. Хорошо — если ты долетел до финиша в запланированном месте. А если нет? Необходимо самостоятельно с точки зрения безопасности (в первую очередь) и логистики мысленно наметить зону посадки.

Вообще, маршрутный полёт очень интересен тем, что нужно много думать. Думать постоянно. Практически весь полёт занимает мыслительная деятельность. В каждый момент времени анализируется информация, строятся и корректируются тактические планы. Постоянно держишь в голове несколько вариантов развития событий. Постоянно держишь мысль в голове "А что если..." Если на этом переходе сильно сольёт, если в намеченной точке не будет потока... И если высоты уже не очень много (понятие относительное) — то куда буду садиться.

Привожу пример одной посадки. Маршрут не сложный, по ветру вдоль М4. В воздухе провёл почти 2,5 часа. До намеченного финиша не долетел. В какой-то момент не нашел очередной поток и пришлось искать место посадки. Присмотрел открытую местность рядом с трассой в поле возле заправки. Как потом выяснилось — на поле была густая растительность, но почему-то небольшой участок за заправкой был выкошен. Нацелился в него, сделал пару галсов чтобы сбросить высоту, вышел на глиссаду и сел прямо в центр выкошенного пятачка — туда куда хотел. Я не говорю, что выполнил что-то сверхъестественное, но почему-то этой посадкой был очень доволен. Приземлился, вспомнил слова Вадима, что хороший полёт должен заканчиваться красивой посадкой, мысленно поблагодарил его и весь инструкторский состав и с чувством усталости и удовлетворённости начал складывать снаряжение.

Мой ответ — сдать зачёт не сложно. Нужно такое количество ШТУК попаданий в цель, чтобы у инструктора сложилось субъективное мнение о выполнении норматива. Но важно помнить, что потом инструктора не будет. Нужно бесконечное множество раз в каждом полёте сдавать зачёт самому себе в боевых условиях.

После зачета

Пусть зачет по "посадке в цель" начинающему пилоту поставлен. Можно переходить к полетам на большой высоте и двигаться дальше к парящим и маршрутным полетам. Однако, прежде чем завершить разговор об упражнении "посадка в цель", хочется сказать еще несколько слов новичкам.

Базовый навык расчета точной посадки вы получили, но он очень скоро потеряется, если вы не будете его поддерживать постоянными тренировками. Возьмите за правило каждый свой высотный полет завершать "посадкой в цель". Выкладывать метку-цель на всеобщее обозрение (и обсуждение ваших возможных промахов) не обязательно. Просто с высоты 50-100 м намечайте какой-нибудь характерный ориентир (травяной кустик, изгиб тропинки, лежащий на траве рюкзак — что угодно) и садитесь на него.

Чтобы в трудную минуту ваши рефлексы нормально сработали на вашу безопасность, вы должны постоянно работать на них в обычных полетах и подкармливать их летной практикой.

 

Р. Гостюхин, И. Савенков,
В. Силич, В. Тюшин.

07 февраля 2020 г.
Парапланерный клуб
Летная школа "Первый шаг"

 

PS

Разбор упражнения "Посадка в цель" завершен. А теперь давайте улыбнемся и послушаем литературно-музыкальное описание системы точного приземления тяжелых самолетов. Они ведь наши братья. Песенка: "Пятая точка".

 




Яндекс.Метрика
^Наверх