Лого клуба "Первый шаг" Парапланерный клуб "Первый шаг"
+7(916) 956-5621
Контакты | Поиск | Форум









Система Orphus







Частые вопросы по обучению

Что требуется для того, чтобы начать учиться в клубе?

Как в клубе организованы полеты?

Вы зимой летаете?

Сколько дней обычно требуется для обучения?

Можно ли ускорить учебный процесс с помощью буксировочной лебедки (чтобы в горку не бегать)?

Если нет возможности тренироваться регулярно, насколько это критично?

Когда курсант может перейти с одного упражнения на следующее?

Если теорию полетов я уже сам изучил, можно ли в вашей школе ее не изучать?

Зачем курсанты в процессе обучения полетам на параплане выполняют прыжки с парашютом?

Хочу научиться летать на параплане. Возьмете с собой на летние сборы на Кавказ?

Пять советов новичкам.

 

Что требуется для того,
чтобы начать учиться в клубе?

Юный пилот

Прежде всего требуется желание. :-)

Cвяжитесь пожалуйста с нами по телефону или электронной почте. Затем приходите к нам на полеты. Мы познакомимся. Вы посмотрите на нас, на организацию полетов и учебы в клубе. У вас будет возможность в неофициальной обстановке пообщаться с пилотами и курсантами клуба. Мы посмотрим на вас — это тоже важно. При личной встрече мы в деталях обсудим программу начальной подготовки парапланеристов (и парамотористов).

Если Вам все понравится и вы решите прийти к нам учиться летать на параплане или парамоторе, вы заполните анкету вступающего в клуб и, при наличии свободных мест в учебной группе, со следующего летного дня мы начнем заниматься.


Как в клубе организованы полеты?

Мы летаем по субботам и воскресеньям. В четверг на клубный форум выкладываются прогноз погоды и предварительные соображения о планах на выходные. С четверга по пятницу все заинтересованные курсанты могут с этими планами ознакомиться и высказать свои пожелания. Решение на полеты принимается в пятницу на основании уточненных прогнозов погоды и пожеланий курсантов.

Курсанты заявляются на полеты на оба выходных дня не позднее вечера пятницы. Клуб, в соответствии с поступившими заявками, в пятницу вечером готовит летную технику. При необходимости, точные время сбора группы и место полетов могут уточняться непосредственно перед выездом в зависимости от фактической погоды на утро летного дня.

Летаем с утра и до темноты (естественно с поправкой на погоду). Полеты завершаются организованно. По окончании полетов сбор техники и общий разбор полетов, который является неотъемлемой частью летной учебы.

Полеты в будние дни также возможны. Они организуются в индивидуальном порядке и по предварительной договоренности.

Вы зимой летаете?

Наземная подготовка на параплане — парапланерист устал.
Парапланы клуба "Первый шаг" над горой Юца.

Мы летаем на парапланах круглый год, но существуют определенные отличия в зимних и летних полетах. Осенью и зимой лучше учиться. Весной и летом лучше летать (если зимой выучились).

Зимой воздух холодный и плотный. Он спокойнее и стабильнее чем летом. Полет параплана становится более плавным и предсказуемым. Это самое то что нужно для учебных полетов, когда курсант изучает как крыло будет реагировать на его движения клевантами. Еще зимой морозец курсантов за пятки пощипывает и в горку бегается намного легче чем летом по жаре и солнцепеку. О том, как правильно одеваться на зимние учебные полеты на парапланах можно посмотреть в клубной библиотеке в статье "Про одежду для зимних учебных полетов".

Летом образуется множество восходящих потоков с которыми можно набирать высоту и летать длительные маршрутные полеты (тем, кто умеет). Но на этапе первоначального обучения эти же самые потоки воспринимаются как жесткая турбулентность, как минимум затрудняющая управление парапланом, а порой делающая невозможным продолжение учебных полетов по соображениям безопасности.

Учиться летать на параплане летом можно, но учебное время ограничивается утренними и вечерними часами, когда солнечного прогрева нет и воздух относительно спокоен.

Сколько дней обычно
требуется для обучения?

В отличие от летных училищ, где абитуриенты сдают вступительные экзамены и проходят весьма строгий медицинский и профессиональный отбор, люди, приходящие к нам учиться летать на параплане, имеют очень разный уровень начальной подготовленности. Земля для всех без исключения одинаково твердая, а осваивают материал наши курсанты очень по разному. Поэтому, хотя программа обучения полетам на параплане и парамоторе для всех едина, каждый наш курсант идет по ней в своем индивидуальном темпе и указать четкие временные рамки обучения к сожалению затруднительно.

Как это ни банально звучит, но для того чтобы научиться уверенно взлетать на параплане нужно выполнить некоторое количество взлетов. Для этого нужно соответствующее количество раз подняться на горку. Кто-то может за день забежать на учебный склон 10-15 раз (20-30 м высоты склона — это примерно дом в 9-12 этажей), кто-то более спортивный сделает 20-25 слетов, а для кого-то и 5-6 подъемов на гору может оказаться предельной нагрузкой. Сколько раз за летный день лично вы сможете подняться на склон?...

Второй фактор неопределенности — погода. В один день погода позволит нам тренироваться с утра и до самого вечера. В другой день ветер может оказаться слишком сильным. Мы весь день просидим на старте, но полетать получится лишь вечером час-полтора на закате.

Были у нас курсанты, которые выходили на парение в динамических потоках примерно за два месяца. Были и такие, кто больше чем за год учебы не смог приступить к упражнению "посадка в цель".

Подход к обучению в клубе строго индивидуальный. Это вопрос Вашей безопасности и наша принципиальная позиция.

Можно ли ускорить учебный процесс с помощью
буксировочной лебедки (чтобы в горку не бегать)?

Старт параплан-тандема на буксировочной лебедке.

Считаем, что нет.

Люди, приходящие учиться летать на параплане или парамоторе как правило хотят возможно скорее полюбоваться на землю с высоты птичьего полета. И, конечно, затяжка параплана на высоту 200-300 м с помощью буксировочной лебедки больше похожа на настоящее летание чем "слалом между кустов" с 20-30 метровой учебной горки. К тому же, при полетах на лебедке, в горку бегать не нужно.

Лебедка действительно дает высоту полета и уменьшает физические нагрузки на курсантов, но есть ряд упражнений, при отработке которых нужна не высота, а максимальное количество взлет-посадок и привязка взгляда курсанта к подстилающему рельефу. Такие упражнения принципиально важно осваивать именно на склоне. Главным образом это касается начального этапа обучения: отработки техники старта и в первых подлетах на простое маневрирование.

Начальное обучение полетам на параплане в клубе ведется на склонах. Немного позже, когда курсанту для полноценной летной подготовки, становится нужна высота, он ее получает с помощью буксировочной лебедки или на выездах.

Более подробно о нашем отношении к буксировочным полетам и их использованию в учебном процессе можно посмотреть в клубной библиотеке в статье "Горка и лебедка. Плюсы и минусы".

Если нет возможности тренироваться регулярно,
насколько это критично?

Летчика делают небо и самолет. У хорошего пилота руки и ноги, при выполнении маневров, часто срабатывают быстрее, чем голова успевает осознать изменение воздушной обстановки. Это не громкие слова, а жизненная реальность. Полет — это скорость. И платой за медлительность в оценке ситуации и принятии решения иногда может оказаться сама жизнь пилота.

Быстрота реакций оттачивается практикой: многократными и регулярными тренировками. Если курсант пропускает занятия, выходит на полеты нерегулярно, то инструктору на тренировках придётся не столько давать новый материал, сколько заниматься восстановлением утрачиваемых курсантом навыков пилотирования: многократными повторениями того, что уже было когда-то пройдено. Нерегулярность в посещении курсантом занятий существенно замедляет учебный процесс и... повышает его стоимость.

Более подробно о необходимости регулярных тренировок при обучении полетам на парапланах можно посмотреть в клубной библиотеке в статье "О регулярности летных тренировок".

Когда курсант может перейти
с одного упражнения на следующее?

Взлет параплана должен быть с улыбкой.

С одной задачи на следующую мы переходим тогда, когда первая будет освоена нормально. Тут необходимо осознать разницу между понятиями "научился" и "начало получаться". Вы можете легко проверить себя сами.

Представьте себе на мгновение, что Вы — Инструктор. Если Вы готовы легко и надежно продемонстрировать некоей воображаемой группе курсантов как НАДО выполнять упражнение, если успешная демонстрация для Вас является скорее нормой чем "победой", то можно осваивать следующее задание. Если же вы светитесь от счастья от того, что у Вас наконец-то получилось успешно выполнить трудную задачу, мы искренне рады за вас, но двигаться вперед еще рано — необходимо закрепить успех и довести приобретенный навык до автоматизма.

Если теорию полетов я уже сам изучил,
можно ли в вашей школе ее не изучать?

Много книжек

"Не изучать" теорию можно, но знать ее нужно. Иначе на полетах могут возникнуть сложности.

Главным образом это касается вопросов обеспечения безопасности. Если, к примеру, непосредственно перед полетами выяснится, что курсант, собирающийся учиться летать в группе с другими парапланами не знает правила расхождения в воздухе, то выпускать в свободный полет такого человека нельзя. Он и сам убиться может, и других покалечит, спровоцировав столкновение. Но инструктор не станет тратить время на разбор теории с таким человеком непосредственно на старте так как это может быть сделано только в ущерб полетам других курсантов. В результате не подготовившийся должным образом к полетам курсант в этот день скорее всего останется сидеть на земле.

А ведь все просто. Если мы в субботу собираемся летать, ничто не мешает в пятницу вечером обсудить с инструктором все непонятности и выйти на старт нормально подготовленным, чтобы непосредственно на полетах никаких неожиданностей не возникало.

Зачем курсанты в процессе обучения полетам на параплане
выполняют прыжки с парашютом?

Приготовиться... Первый пошел, второй пошел, третий пошел!

В боевой авиации летчики каждый год в обязательном порядке выполняют не менее двух прыжков с парашютом, чтобы быть технически и психологически готовыми к возможности его применения.

Парапланеристы тоже летают с парашютами так как в полетах на парапланах тоже могут возникнуть ситуации, когда парашют становится единственным шансом на спасение пилота, но практического опыта парашютных прыжков у подавляющего большинства курсантов-новичков нет. А ведь он очень пригодится, если кому-либо придется бросать спасательный парашют в реальном полете.

На наш взгляд, пока курсант-парапланерист не прочувствует собственными ногами, что такое парашютный удар о землю (5-6 м/с вертикальной скорости плюс ветер), к высотным и лебедочным полетам на параплане, в которых предполагается наличие спасательного парашюта, он не готов. Это первое.

Второе. Полеты на парапланах связаны с весьма существенными физическими нагрузками, а к нам приходят учиться летать на параплане очень разные люди. Если соискатель звания пилот-парапланерист опасается, что не сможет безопасно выполнить учебный парашютный прыжок по состоянию своего здоровья, он должен, как минимум, серьезно задуматься о явном несоответствии своих физических данных требованиям безопасности своих же полетов.

Хочу научиться летать на параплане.
Возьмете с собой на летние сборы на Кавказ?

Пожалуй, скорее "нет" чем "да". Раньше мы вывозили всех. Логика была следующая: "человек хочет летать, пусть нам будет трудно, но осаживать на землю хорошего человека не хочется". Результаты такой политики были плохие. Неподготовленные курсанты на выездах заставляли нас распылять силы. Это существенно тормозило учебу тех, кто был готов к высотным парящим полетам.

Сейчас позиция однозначная: первоначальное обучение полетам на параплане проводится в Москве, а если мы едем туда, где можно нормально летать, то мы едем прежде всего нормально летать. В Москве основное внимание отдается "бегающим" и "подпрыгивающим". На выездах приоритет у летающих.

Новичкам мы можем предложить поездку в режиме "экскурсии". Это значит, что параплан с собой берем и сделаем все возможное, чтобы уделить человеку достойное внимание, но предупреждаем: полноценной учебы не обещается. Будет возможность — будем заниматься. Не будет возможности — чур не обижаться.

Пять советов новичкам

Еще один юный пилот

Прежде чем обсуждать конкретные вопросы техники пилотирования, будет полезно остановиться на некоторых психологических аспектах летной подготовки. Вот что пишет об этом исследователь, теоретик и планерист Отто Лилиенталь в своей книге "Полет птиц как основа искусства воздухоплавания":

"Искусство требует упражнения. Вначале высота должна быть умеренной и крылья не слишком широки, иначе ветер покажет, что с ним шутки плохи. Для тех, кто начал с незначительной высоты и постепенно увеличивал ее, равно как и пролетаемое расстояние, овладевая таким образом постепенно управлением аппарата, нет никакой опасности в перелете через самые глубокие пропасти".

На этих словах и ныне держится вся система летного обучения — от простого к сложному. Терпение. Постепенность. И еще раз терпение. Если хотите летать надежно и безопасно, никогда не изменяйте этим принципам.

Первое, что вам нужно сделать для того, чтобы начать уверенно чувствовать себя в воздухе, это привыкнуть к своему аппарату и выработать набор стандартных автоматических движений, позволяющих не задумываться над положением рук и ног при выполнении элементарных маневров.

Каждому режиму полета соответствует совершенно определенное направление взгляда пилота. Так, например, перед выполнением любого разворота необходимо посмотреть в ту сторону, куда вы собираетесь повернуть. Если вы не научитесь делать это автоматически, то позже, оказавшись в плотной группе с другими парапланами, вы можете запросто спровоцировать столкновение в воздухе. Учитесь правильно смотреть. Это второе.

Привыкайте анализировать ошибки. Причем не только свои, но и ошибки товарищей. На начальном этапе обучения они все, как правило, типовые. Не ограничивайтесь констатацией факта: то-то и то-то я делаю неправильно. Ищите причины. Например: мое приземление получается слишком жестким. Это диагноз. А в чем причина? Она может, например, крыться в высоком выравнивании аппарата. Вы выравниваете крыло на слишком большой высоте. В результате аппарат теряет скорость и затем начинает падать. Это третье.

 

Инструктор всегда прав!

 

Разные люди осваивают новый материал очень по-разному. Кто-то быстрее, кто-то медленнее. Иногда у вас может появляться ощущение, что товарищи уходят вперед, а вас инструктор как бы специально придерживает, заставляет еще и еще раз повторять то, что, на ваш взгляд, уже давно усвоено. Не сердитесь и не спорьте. Инструктор знает то, чего вы еще знать не можете. Ухватить навык — одно дело, закрепить его — совсем другое. А если инструктор ругает вас за небольшие огрехи, которые другим сходят с рук безнаказанно, то из этого еще не следует, что инструктор к вам придирается. Возможно, он считает вас более перспективным и надеется подготовить из вас лучшего пилота, чем из ваших товарищей. Руководствуйтесь в подобных обстоятельствах старой мудростью: "Со стороны виднее". Это четвертое.

Будьте строги к себе, будьте придирчивы. Помните, что ваш самый строгий, самый беспощадный и самый бескомпромиссный контролёр — земля. Практически любого экзаменатора можно разжалобить, наистрожайшего начальника — умолить, даже совесть поддается уговорам. Земля неподкупна! Земля встречает одинаково и лейтенантов, и генералов. Земля для всех одинаково твердая! Земля добра к тем, кто хорошо летает, кто умеет быстро оценивать неожиданные изменения обстановки и самостоятельно принимать разумные решения. Земля убивает тех, кто летает плохо, кто в полете надеется на чьи-то подсказки или сначала действует и только потом пытается думать. Это пятое.

Пожалуй, для начала этих пяти советов будет достаточно. Они не выдуманы, а рождены практикой: как инструкторской, так и курсантской, и к ним стоит прислушаться.

 




Яндекс.Метрика
^Наверх