Лого клуба "Первый шаг" Парапланерный клуб "Первый шаг"
+7(916) 956-5621
Контакты | Поиск | Форум









Система Orphus





География посетителей страницы

Частые вопросы по обучению

Как начать учиться в клубе?

Как в клубе организованы полеты?

Вы летаете только летом или зимой тренироваться тоже можно?

Сколько дней обычно требуется для обучения?

Можно ли ускорить учебный процесс с помощью буксировочной лебедки (чтобы в горку не бегать)?

Если нет возможности тренироваться регулярно, насколько это критично?

Когда курсант может перейти с одного упражнения на следующее?

Можно ли перейти к новому упражнению, оставив не получающееся задание на "потом"?

Если теорию полетов я уже сам изучил, можно ли в вашей школе ее не изучать?

Зачем курсанты в процессе обучения полетам на параплане выполняют прыжки с парашютом?

Вы выдаете пилотскую лицензию для самостоятельных полетов на параплане?

Хочу научиться летать на параплане. Возьмете с собой на летние сборы на Кавказ?

Пять советов новичкам.

 

Как начать учиться в клубе?

Юный пилот

Cвяжитесь пожалуйста с нами по телефону 8(916)956-56-21 или электронной почте. Затем приходите к нам на полеты. Мы познакомимся. Вы посмотрите на нас, на организацию полетов и учебы в клубе. У вас будет возможность в неофициальной обстановке пообщаться с пилотами и курсантами клуба. Мы посмотрим на вас — это тоже важно.

Перед встречей рекомендуем прочитать неформальное описание учебной программы. Это упростит наше общение и, возможно, ответит на многие ваши вопросы.

Если Вам все понравится и вы решите прийти к нам учиться летать на параплане или парамоторе, вы заполните анкету вступающего в клуб и, при наличии свободных мест в учебной группе, со следующего летного дня мы начнем заниматься.

Как в клубе организованы полеты?

Мы летаем по субботам и воскресеньям. В четверг на клубный форум в раздел "Полеты, учеба, выезды" выкладываются прогноз погоды и предварительная оценка планов на выходные. С четверга по пятницу курсанты могут с этими планами ознакомиться и высказать свои пожелания.

Решение на полеты принимается в пятницу на основании уточненных прогнозов погоды и пожеланий курсантов. При необходимости, время и место сбора группы могут уточняться непосредственно перед выездом в зависимости от фактической погоды на утро летного дня.

Курсанты заявляются на полеты не позднее вечера пятницы, чтобы клуб, в соответствии с поступившими заявками, успел подготовить к полетам летную технику.

Летаем с утра и до темноты (естественно с поправкой на погоду). Полеты завершаются организованно. По окончании полетов сбор техники и разбор полетов, который является неотъемлемой частью летной учебы.

Вы летаете только летом или
зимой тренироваться тоже можно?

Наземная подготовка на параплане — парапланерист устал.
Парапланы клуба "Первый шаг" над горой Юца.

Мы летаем на парапланах круглый год, но существуют определенные отличия в зимних и летних полетах. Осенью и зимой лучше учиться. Весной и летом лучше летать.

Осенью и зимой воздух холодный и плотный. Он спокойнее и стабильнее чем летом. Полет параплана становится более плавным и предсказуемым. Это самое то что нужно для учебных полетов на параплане, когда курсант начинает изучать как крыло будет реагировать на его движения клевантами. Еще зимой морозец курсантов за пятки пощипывает и в горку бегается намного легче чем летом по жаре и солнцепеку.

О том, как правильно одеваться на зимние учебные полеты на парапланах можно посмотреть в статье "Про одежду для зимних учебных полетов".

Второй нюанс зимних полетов: после полетов параплан нужно тщательно высушить. О том как сушить парпалан в условиях малогабаритной квартиры можно посмотреть в статье "Как сушить параплан зимой".

Весной и летом образуется множество восходящих потоков с которыми можно совершать длительные маршрутные полеты, но на этапе первоначального обучения эти же самые потоки воспринимаются как жесткая турбулентность, как минимум затрудняющая управление парапланом, а порой делающая невозможным продолжение учебных полетов по соображениям безопасности.

Учиться летать на параплане летом можно, но учебное время ограничивается утренними и вечерними часами, когда солнечного прогрева нет и воздух относительно спокоен.

Сколько дней обычно
требуется для обучения?

В отличие от летных училищ, где абитуриенты проходят весьма строгий медицинский и профессиональный отбор, люди, приходящие к нам учиться летать на параплане, имеют очень разный уровень начальной подготовленности. Земля для всех без исключения одинаково твердая, а осваивают материал наши курсанты по-разному. Поэтому, хотя программа обучения полетам на параплане и парамоторе для всех едина, каждый курсант учится в своем индивидуальном темпе и указать точные временные рамки обучения затруднительно.

Для того чтобы научиться уверенно взлетать на параплане нужно выполнить некоторое количество взлетов. Для этого нужно соответствующее количество раз подняться на горку (20-30 м высоты склона — это примерно дом в 9-12 этажей). Кто-то сможет за день забежать на учебный склон 10-15 раз, кто-то более спортивный сделает 20-30 слетов, а для кого-то и 5-6 подъемов на гору может оказаться предельной нагрузкой. Сколько раз за летный день лично вы сможете подняться на склон?..

Второй фактор неопределенности — погода. В один день погода позволит нам тренироваться с утра и до самого вечера. В другой день ветер может оказаться слишком сильным. Мы весь день просидим на старте, но полетать получится лишь вечером час-полтора на закате.

Были у нас курсанты, которые выходили на парение в динамических потоках примерно за два месяца. Были и такие, кто более чем за год учебы не смог приступить к упражнению "посадка в цель". Подход к обучению в клубе строго индивидуальный. Это вопрос Вашей безопасности и наша принципиальная позиция.

Можно ли ускорить учебный процесс с помощью
буксировочной лебедки (чтобы в горку не бегать)?

Старт параплан-тандема на буксировочной лебедке.

Люди, приходящие учиться летать на параплане или парамоторе как правило хотят возможно скорее полюбоваться на землю с высоты птичьего полета. И, конечно, затяжка параплана на высоту 200-400 м с помощью буксировочной лебедки больше похожа на настоящее летание чем "слалом между кустов" с 20-30 метровой учебной горки. К тому же, при полетах на лебедке, в горку бегать не нужно.

Лебедка действительно дает высоту полета и уменьшает физические нагрузки на курсантов, но есть ряд упражнений, при отработке которых нужна не высота, а максимальное количество взлет-посадок и привязка взгляда курсанта к подстилающему рельефу. Такие упражнения принципиально важно осваивать именно на склоне. Главным образом это касается начального этапа обучения: отработки техники старта и в первых подлетах на простое маневрирование.

Начальное обучение полетам на параплане ведется на склонах. Позже, когда курсанту становится нужна высота, он ее получает с помощью буксировочной лебедки или на выездах.

Более подробно о нашем отношении к буксировочным полетам и их использованию в учебном процессе можно посмотреть в статье "Горка и лебедка. Плюсы и минусы".

Если нет возможности тренироваться регулярно,
насколько это критично?

Летчика делают небо и самолет. У хорошего пилота руки и ноги, при выполнении маневров, часто срабатывают быстрее, чем голова успевает осознать изменение воздушной обстановки. Это не громкие слова, а жизненная реальность. Полет — это скорость. И платой за медлительность в оценке ситуации и принятии решения иногда может оказаться сама жизнь пилота.

Быстрота реакций оттачивается практикой: многократными и регулярными тренировками. Если курсант пропускает занятия, выходит на полеты нерегулярно, то инструктору на тренировках придётся не столько давать новый материал, сколько заниматься восстановлением утрачиваемых курсантом навыков пилотирования: многократными повторениями того, что уже было когда-то пройдено.

Нерегулярность в посещении курсантом занятий существенно замедляет учебный процесс и... повышает его стоимость.

Более подробно о необходимости регулярных тренировок при обучении полетам на парапланах можно посмотреть в статье "О регулярности летных тренировок".

Когда курсант может перейти
с одного упражнения на следующее?

Взлет параплана должен быть с улыбкой.

Говоря о переходе от одного упражнения к следующему, необходимо осознавать разницу между понятиями "научился" и "начало получаться". Вы можете проверить себя сами.

Представьте себе, что Вы — Инструктор. Если Вы готовы легко и надежно продемонстрировать некоей воображаемой группе курсантов "КАК НАДО" выполнять упражнение, если успешная демонстрация для Вас является скорее нормой чем "победой", можно начинать осваивать следующее задание. Если же вы светитесь от счастья от того, что у Вас наконец-то получилось успешно выполнить трудную задачу, мы искренне рады за вас, но двигаться вперед еще рано — необходимо закрепить успех и довести приобретенный навык до автоматизма.

Можно ли перейти к новому упражнению,
оставив не получающееся задание на "потом"?

Этот вопрос иногда задают нетерпеливые курсанты, у которых не получается выполнить какое-либо упражнение, но очень хочется поскорее добраться до парящих полетов.

— Ускорять учебу не только неправильно, но и небезопасно!

Что будет если, к примеру, начать активные полеты с курсантом, не освоившим должным образом технику подъема крыла параплана на этапе наземной подготовки? Когда курсант-недоучка соберется лететь, все его внимание нацелится на предстоящий Полет. Доля внимания, отведенная на подъем крыла, естественно уменьшится. Если в технике старта оставить "дырки", подобная торопливость не увеличит скорость обучения. Она приведет лишь к росту числа ошибкок на взлете, связанному с ними душевному дискомфорту и увеличению риска травм.

Программы обучения полетам на параплане и парамоторе постороены так, что каждое последующее задание базируется на навыках, полученных в предшествующих упражнениях. Пожалуйста, не спорьте в этом вопросе с Отто Лилиенталем.

Если теорию полетов я уже сам изучил,
можно ли в вашей школе ее не изучать?

Много книжек

"Не изучать" теорию можно, но знать ее нужно. Иначе на полетах возникнут сложности. Главным образом это касается вопросов обеспечения безопасности. Причем безопасности не только Ваших полетов, но и полетов людей, которые будут летать рядом с вами.

Если, к примеру, непосредственно перед полетами выяснится, что курсант, собирающийся учиться летать в группе с другими парапланами не знает "правила расхождения в воздухе", то выпускать в свободный полет такого человека нельзя. Он и сам убиться может, и других покалечит, рискуя спровоцировать столкновение. Но инструктор не станет тратить время на разбор теории с таким человеком непосредственно на старте так как это может быть сделано только в ущерб полетам других курсантов. В результате не подготовившийся должным образом к полетам курсант в этот день скорее всего останется сидеть на земле.

Если мы в субботу собираемся летать, следует в пятницу вечером в рамках "предварительной подготовки" обсудить с инструктором все непонятности и выйти на полеты нормально подготовленным, чтобы непосредственно на старте никаких неожиданностей не возникало.

Зачем курсанты в процессе обучения полетам на параплане
выполняют прыжки с парашютом?

Приготовиться... Первый пошел, второй пошел, третий пошел!

В боевой авиации летчики в обязательном порядке выполняют не менее двух прыжков с парашютом в год, чтобы быть технически и психологически готовыми к возможности его применения.

Парапланеристы тоже летают с парашютами так как в полетах на парапланах тоже могут возникнуть ситуации, когда парашют становится единственным шансом на спасение пилота. Однако практического опыта парашютных прыжков у подавляющего большинства курсантов-новичков нет. А ведь он очень пригодится, если кому-либо придется бросать спасательный парашют в реальном полете.

На наш взгляд, пока курсант-парапланерист не прочувствует собственными ногами, что такое парашютный удар о землю (5-6 м/с вертикальной скорости плюс ветер), к высотным и лебедочным полетам на параплане, в которых предполагается наличие спасательного парашюта, он не готов. Это первое.

И второе. Полеты на парапланах связаны с весьма существенными физическими нагрузками, а к нам приходят учиться летать на параплане очень разные люди. Если соискатель звания пилот-парапланерист опасается, что не сможет безопасно выполнить учебный парашютный прыжок по состоянию здоровья, он должен серьезно задуматься о явном несоответствии своих физических данных требованиям безопасности своих же полетов.

Вы выдаете пилотскую лицензию
для самостоятельных полетов на параплане?

Согласно Приказу МинТранса России №287 от 18.11.2011 "Об утверждении Порядка государственной регистрации сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения" сверхлегкие воздушные суда с массой конструкции 115 кг и менее (без учета веса авиационных средств спасания) государственной регистрации не подлежат.

Полеты на парапланах не лицензируются. Если провести аналогию с наземным транспортом, то для езды на автомобиле, согласно Правилам дорожного движения, требуются "Права" и ряд других документов. Для езды на велосипеде не требуется ничего. Параплан — это воздушный велосипед, для полетов на котором никакие документы не нужны!

Однако из сказанного выше никак не следует, что, летая на параплане, можно творить в воздухе все что заблагорассудится. Если Вы на велосипеде выкатитесь на скоростную автомагистраль, то будете сильно неправы и сотрудники ГАИ вам при встрече об этом в подробностях расскажут. Если Вы на параплане вылетите на посадочную глиссаду какого-либо аэропорта, придут другие люди и, согласно действующему законодательству, "объяснят" Вам, что так делать тоже не следует.

Мы выдаем "Летную книжку" образца ДОСААФ СССР, в которой фиксируется инструктором и подтверждается клубной печатью ваша квалификация (допуска к полетам), и в которой Вы будете вести учет вашего ежедневного налета. Этот документ пригодится при полетах на площадках других клубов для ознакомления группы руководства полетами клуба, куда Вы придете "в гости", с вашими знаниями и умениями.

Хочу научиться летать на параплане.
Возьмете с собой на летние сборы на Кавказ?

Первоначальное обучение полетам на параплане проводится на небольших учебных склонах в Москве, а если мы едем туда, где можно летать далеко и высоко, то мы едем прежде всего летать далеко и высоко. В Москве основное внимание отдается "бегающим" и "подпрыгивающим". На выездах абсолютное преимущество у "летающих" и "парящих".

Новичкам мы можем предложить поездку в режиме "экскурсии". Это значит учебный параплан с собой возьмем и сделаем все возможное, чтобы уделить человеку достойное внимание, но предупреждаем, что полноценной учебы не обещается. Будет возможность — будем заниматься. Не будет возможности — просьба не обижаться.

Более подробно этот вопрос разобран в статье: "Приоритеты в организации учебных полетов".

Пять советов новичкам

Юный пилот

Прежде чем обсуждать конкретные вопросы техники пилотирования, будет полезно остановиться на некоторых психологических аспектах летной подготовки. Вот что пишет об этом исследователь, теоретик и планерист Отто Лилиенталь в своей книге "Полет птиц как основа искусства воздухоплавания":

"Искусство требует упражнения. Вначале высота должна быть умеренной и крылья не слишком широки, иначе ветер покажет, что с ним шутки плохи. Для тех, кто начал с незначительной высоты и постепенно увеличивал ее, равно как и пролетаемое расстояние, овладевая таким образом постепенно управлением аппарата, нет никакой опасности в перелете через самые глубокие пропасти".

На этих словах и ныне держится вся система летного обучения — от простого к сложному. Терпение. Постепенность. И еще раз терпение. Если хотите летать надежно и безопасно, никогда не изменяйте этим принципам.

Первое, что вам нужно сделать для того, чтобы начать уверенно чувствовать себя в воздухе, это привыкнуть к своему аппарату и выработать набор стандартных автоматических движений, позволяющих не задумываться над положением рук и ног при выполнении элементарных маневров.

Каждому режиму полета соответствует совершенно определенное направление взгляда пилота. Так, например, перед выполнением любого разворота необходимо посмотреть в ту сторону, куда вы собираетесь повернуть. Если вы не научитесь делать это автоматически, то позже, оказавшись в плотной группе с другими парапланами, вы можете запросто спровоцировать столкновение в воздухе. Учитесь правильно смотреть. Это второе.

Привыкайте анализировать ошибки. Причем не только свои, но и ошибки товарищей. На начальном этапе обучения они все, как правило, типовые. Не ограничивайтесь констатацией факта: то-то и то-то я делаю неправильно. Ищите причины. Например: мое приземление получается слишком жестким. Это диагноз. А в чем причина? Она может, например, крыться в высоком выравнивании аппарата. Вы выравниваете крыло на слишком большой высоте. В результате аппарат теряет скорость и затем начинает падать. Это третье.

 

Инструктор всегда прав!

 

Разные люди осваивают новый материал очень по-разному. Кто-то быстрее, кто-то медленнее. Иногда у вас может появляться ощущение, что товарищи уходят вперед, а вас инструктор как бы специально придерживает, заставляет еще и еще раз повторять то, что, на ваш взгляд, уже давно усвоено. Не сердитесь и не спорьте. Инструктор знает то, чего вы еще знать не можете. Ухватить навык — одно дело, закрепить его — совсем другое. А если инструктор ругает вас за небольшие огрехи, которые другим сходят с рук безнаказанно, то из этого еще не следует, что инструктор к вам придирается. Возможно, он считает вас более перспективным и надеется подготовить из вас лучшего пилота, чем из ваших товарищей. Руководствуйтесь в подобных обстоятельствах старой мудростью: "Со стороны виднее". Это четвертое.

Будьте строги к себе, будьте придирчивы. Помните, что ваш самый строгий, самый беспощадный и самый бескомпромиссный контролёр — земля. Практически любого экзаменатора можно разжалобить, наистрожайшего начальника — умолить, даже совесть поддается уговорам. Земля неподкупна! Земля встречает одинаково и лейтенантов, и генералов. Земля для всех одинаково твердая! Земля добра к тем, кто хорошо летает, кто умеет быстро оценивать неожиданные изменения обстановки и самостоятельно принимать разумные решения. Земля убивает тех, кто летает плохо, кто в полете надеется на чьи-то подсказки или сначала действует и только потом пытается думать. Это пятое.

Пожалуй, для начала этих пяти советов будет достаточно. Они не выдуманы, а рождены практикой: как инструкторской, так и курсантской, и к ним стоит прислушаться.

 




Яндекс.Метрика
^Наверх