Лого клуба "Первый шаг" Парапланерный клуб "Первый шаг"
+7(916) 956-5621
Контакты | Поиск | Форум









Система Orphus





География посетителей страницы

Частые вопросы о парапланах и парамоторах

Что такое параплан и чем он отличается от парашюта?

Как далеко и как высоко можно улететь на параплане?

С какого возраста можно начинать учиться летать на параплане?

Трудно ли научиться летать на параплане и сколько времени занимает обучение?

Насколько ускорит обучение полетам на парапланах опыт парашютных прыжков?

А как насчет травматизма? Это опасно?

Можно ли научиться летать на параплане самостоятельно (без инструктора)?

Как выбрать парапланерную школу?

Можно ли самостоятельно сшить параплан?

Имеет ли смысл приобрести подержанный параплан, чтобы сэкономить на покупке?

Можно ли летать в одиночку?

Как найти единомышленников?

Что такое парамотор и что такое паралет?

Трудно ли научиться летать на парамоторе?

На чем летать лучше: на параплане или дельтаплане?

Что делать, если есть вопрос, а ответ на него на этой страничке не нашелся?

 

Что такое параплан и чем он отличается от парашюта?

Параплан — это сверхлегкий летательный аппарат (СЛА), созданный на базе семейства двухоболочковых планирующих парашютов. Иногда приходится слышать, как некоторые люди называют параплан парашютом. Это неправильно. Принципиальное отличие параплана от парашюта заключается в его предназначении.

Появление парашютов связано с развитием авиации, где они использовались прежде всего как средство спасения экипажа гибнущего летательного аппарата (ЛА). Хотя в дальнейшем область их применения расширилась, парашют остается лишь средством мягкого спуска людей и грузов с неба на землю.

Параплан предназначен для полета. Зародился парапланеризм в 70-х годах ХХ века. Первыми парапланеристами стали парашютисты, решившие не прыгать из самолета, а попробовать, предварительно наполнив купола воздухом, взлететь на них со склона горы. Опыт удался. Оказалось, что для полета на парашюте-крыле наличие самолета не обязательно. Начались эксперименты. Сначала в обычные прыжковые парашюты, для уменьшения скорости их снижения, вшивались дополнительные секции. Чуть позже начали появляться специализированные аппараты. По мере накопления опыта параплан все дальше и дальше уходил от парашюта. Менялись профили, площади, формы крыльев. Иной стала стропная система. Радикально изменилось "рабочее место" пилота — подвесная система, превратившись из ременной обвязки в удобное аэродинамически обтекаемое кресло. Параплан потерял парашютную способность раскрываться из свободного падения, но зато, в отличие от парашюта, предназначенного исключительно для спуска "сверху вниз", параплан научился набирать высоту в восходящих потоках воздуха и выполнять многочасовые маршрутные полеты протяженностью в сотни километров.

 

Десантный парашют с круглым куполом Д-6
Десантный парашют
с круглым куполом
Д-6.
Спортивный парашют-крыло По-9.
Спортивный
парашют-крыло
По-9.
Один из первых Российских парапланов СПП-30 (1989 г).
Один из первых Российских парапланов СПП-30 (1989 г).
Спортивный параплан ПарААвис Гранд (1996 г).
Спортивный параплан ПарААвис Гранд
(1996 г).

 

Как далеко и как высоко можно улететь на параплане?

Старт параплана.

Информация о рекордных полетах быстро устаревает. Поэтому правильнее будет не указывать здесь какие-либо конкретные цифры, а предложить вам обратиться на официальный сайт ФАИ: http://www.fai.org.

Таблицы с наивысшими достижениями по классам летательных аппаратов находится здесь: http://www.fai.org/records.

 

С какого возраста можно начинать учиться летать на параплане?

Птенчик вылупился.

Обучение детей и подростков полетам на параплане — вопрос достаточно сложный. С одной стороны, дети учатся летать на параплане намного быстрее взрослых курсантов, летают смелее и увереннее. Но, с другой стороны, детская психика слабее психики взрослых. При возникновении аварийной ситуации, там, где взрослый организм ее отработает, ребенок может жалобно запищать: "ой, мама!!!", и дальше все будет плохо...

Единой строгой методики определения минимального возраста для начала обучения подростков полетам на параплане не существует, а разброс мнений по этому вопросу весьма велик. Ограничимся нашей экспертной оценкой.

— Обучение подростков полетам на парапланах мы готовы начинать с 14 лет.

Более подробно о нашем подходе к организации учебных полетов на парапланах для детей и подростков можно посмотреть в статье: "Дети и полеты".

 

Трудно ли научиться летать на параплане
и сколько времени занимает обучение?

Первый полет

При благоприятной погоде и хорошей обучаемости курсанта можно, начав заниматься утром, к вечеру этого же дня совершить свой первый самостоятельный полет. В целом же, если рассчитывать, что занятия будут регулярно проводиться по выходным дням, плюс летние выезды на учебно-тренировочные сборы и минус неизбежные потери летного времени из-за непогоды и прочих непредвиденностей, то процесс становления начинающего пилота и его подготовка к маршрутным полетам в термическких потоках занимают 1-2 сезона.

Более подробно о нашей программе начальной подготовки пилотов-парапланеристов можно прочитать в статье: "Курсантам первого года обучения...".

 

Насколько ускорит обучение полетам на парапланах
опыт парашютных прыжков?

Парашютист

Это сложный вопрос. С одной стороны наличие опыта пребывания в воздухе — безусловный плюс. Но с другой стороны могут возникнуть психологические сложности. У парашютистов весь экстрим приходится на секунды свободного падения. После раскрытия парашюта человек расслабляется будучи уверенным, что все самое трудное уже позади. У нас же, с раскрытием купола параплана, "приключения" только начинаются. Это противоречие может привести к тому, что парашютист под куполом параплана вместо того, чтобы быть сосредоточенным и нормально работать в потоках, рискует пропустить какое-нибудь нехорошее сложение купола в болтанку и не успеть его своевременно расправить.

Программа обучения полетам на параплане для всех едина, но каждый наш курсант идет по ней в своем индивидуальном темпе. Если парашютный опыт вам поможет двигаться быстрее других курсантов — прекрасно. Не поможет — будем заниматься сколько потребуется.

 

А как насчет травматизма? Это опасно?

Заявлять, что парапланеризм так же безопасен для здоровья, как такой уважаемый вид спорта, как игра в шахматы, было бы лукавством. Каждый собирающийся заниматься воздушным видом спорта должен понимать, что потенциальная энергия высоты при некоторых обстоятельствах может легко превратиться в кинетическую энергию удара о землю. В парапланерном спорте можно выделить две основные группы травм: спортивные травмы и травмы так называемого "трудного возраста".

Травма

Спортивные травмы — это травмы соревновательных полетов. Они случаются со спортсменами, увлекшимися гонкой за очками и забывшими в этой гонке про собственную безопасность. Иногда эти травмы называют "очковой болезнью".

Травмы "трудного возраста" для новичков более актуальны. Под такими травмами понимаются травмы вчерашних курсантов, едва вырвавшихся из-под опеки инструктора. Закончив "курс молодого бойца", новичок начинает летать самостоятельно. У него все получается, он горд своими успехами и счастлив от свалившейся ему на голову свободы от инструкторского диктата: этого не делай, туда не ходи, сюда не летай. Он знает о возможных опасностях — рассказывали на теоретических занятиях. Возможно, он даже знает про случаи падения других пилотов. Но человек искренне убежден, что уж он-то умный, что уж с ним-то (умным) ничего плохого случиться не может. И тут вдруг...

Каждый собирающийся осваивать пятый океан должен на всю свою летную жизнь усвоить:

Безопасность полета начинается на земле.
К полетам нужно готовиться и при подготовке помнить, что в авиации мелочей нет!

Земля для всех одинаково твердая.
В авиации не прикрыться ни "высокой должностью", ни "авторитетом". В воздухе вы Пилот, и за ошибки всегда ждущая вас внизу Земля с вас спросит, как с обычного рядового пилота.

Пилот всегда в ответе за все.
Все советчики остаются на земле. Пилот летит сам и за любой неуспех своего полета отвечает собственным здоровьем (иногда Жизнью) тоже всегда сам.

 

Можно ли научиться летать на параплане самостоятельно
(без инструктора)?

Грабли

Некоторые считают, что научиться летать на параплане самостоятельно вполне реально, аргументируя свое мнение тем, что именно так учились летать многие сегодняшние корифеи, а в интернете можно найти достаточно учебных материалов. Но все же лучше и безопаснее учиться в парапланерной школе под присмотром инструктора.

Когда парапланеризм только начинался, никто ничего толком не знал и все учились друг у друга "методом синяков и шишек". Взлетали, порой падали, иногда бились о землю и лечились. Одно время даже имела хождение грустная шутка, что "Пилоты парапланов делятся на тех, кто позвоночник уже ломал и тех, кому это еще предстоит". Кто-то, после очередного падения, поднимался вновь, кто-то оставался на земле... Постепенно и очень не сразу накапливался бесценный летный опыт, формировались методики безопасного обучения. На наш взгляд, игнорировать этот опыт и наступать на те же грабли, которые уже были пройдены в 80-90-х годах XX века, по меньшей мере неразумно.

Самообучение в парапланеризме — это как хождение по минному полю. Одна ошибка — и... Падение с высоты здоровья не прибавляет! Хорошо, если человек достаточно нетороплив и осторожен, чтобы аккуратно и вдумчиво готовить каждый свой следующий шаг, но все равно это не гарантирует от ошибок.

Обучение с инструктором (умение "летать" и умение "рассказать как летать" — не одно и тоже) — это тоже хождение по минному полю, но по проделанному в нем саперами коридору. Причем тот, кто вас поведет, еще покажет признаки присутствия мин и научит способам их разминирования.

Полетам на параплане лучше учиться с инструктором. Ниже можно посмотреть рекомендации как выбрать парапланерную школу.

 

Как выбрать парапланерную школу?

Мы не будем здесь рекламировать наш клуб и заявлять, что идти учиться летать на параплане или парамоторе нужно только к нам, а постараемся дать несколько общих объективных советов.

Учебные полеты клуба "Первый шаг" в Клово (2013 г).
Учебные полеты клуба "Первый шаг" в Клово (2013 г).
 

Главный совет — не торопиться. Выбор парапланерной школы должен быть вдумчивым и осознанным. Парапланерных школ много! Они разные! Единой обязательной для всех школ программы обучения полетам на параплане или парамоторе в России никогда не было и нет. В деталях расспросите руководство школы о теоретической подготовке курсантов и программе летного обучения. Учтите, что слово "быстро" в летной учебе не всегда является синонимом слова "безопасно".

Поездите на полеты по разным клубам. Лично посмотрите на организацию полетов. Обратите внимание на психологический климат на старте. Это тоже важно. Поговорите с инструкторами, пилотами, курсантами. Отдельно отметим ценность мнений пилотов, завершивших свое обучение и успевших 1-2 сезона полетать самостоятельно. У них уже появился их собственный летный опыт и при этом еще свежи воспоминания о учебе. Они смогут наиболее полно и объективно соотнести знания и навыки, получаемые в школе, с требованиями реальной жизни.

Самый плохой способ выбора парапланерной школы — ориентироваться на ее близость к вашему дому. Это примерно как при поступлении в институт выбирать свою будущую профессию и, возможно, всю дальнейшую судьбу по близости к дому института.

Не принимайте решения непосредственно на полетах, даже если в какой-то школе вам, на первый взгляд, все понравится. Вернувшись домой, отвлекитесь от рекламно-зазывного звона, которым неизбежно будет сопровождаться ваш разговор с руководством парапланерной школы. Оно ведь кровно заинтересовано в том, чтобы вы пришли учится именно к ним. Спокойно проанализируйте увиденное и услышанное на полетах и еще раз все обдумайте.

Если ваш выбор склонится к парапланерной школе "Первый шаг", мы будем рады после предварительного знакомства увидеть вас у нас на полетах уже не в качестве гостя, а курсантом. По приведенной ссылке можно посмотреть наши программы обучения полетам на параплане и парамоторе и как прийти к нам учиться.

 

Можно ли самостоятельно сшить параплан?

Конструктор парапланов

В принципе, конечно, можно, но прежде чем готовить швейную машинку и закупать ткань, необходимо понять, какова ваша сверхзадача.

Если вы хотите открыть парапланерную фирму и начать шить парапланы серийно или вас заинтересовал сам процесс проектирования — тогда в добрый путь. Пробуйте, но учтите следующее: вы потратите деньги на материалы, вы потратите время на шитье и совсем не факт, что на том, что выйдет из-под вашей швейной машинки, можно будет сразу нормально полететь. Поэтому при расчете общих затрат сразу заложите в них то, что для изготовления своего первого более-менее прилично летающего параплана вам, скорее всего, потребуется сшить и облетать несколько экспериментальных моделей.

Если же параплан нужен вам исключительно для собственного летания и вы хотите лишь сэкономить денег на его покупке, то поверьте: купить серийный образец вам обойдется значительно дешевле и безопаснее.

 

Имеет ли смысл приобрести подержанный параплан,
чтобы сэкономить на покупке?

Хитрый продавец старого параплана

Парапланы относятся к категории сложной техники, полноценно проверить которую непосредственно при покупке затруднительно. Когда вы покупаете новый параплан, на него распространяются гарантийные обязательства производителя. Если у вас после покупки возникнут какие-либо претензии, они будут решены продавцом вплоть до замены параплана или возврата денег. На подержанную технику гарантий никто не дает. Как только вы отсчитаете продавцу деньги за покупку старого крыла, все дальнейшее — ваши личные трудности. Это — первое.

Второе соображение. Если провести аналогию с рынком подержанных автомобилей, можно заметить, что автомобили частенько продают тогда, когда они еще ездят, но скоро начнут рассыпаться: "покатался сам — дай починить товарищу". В ситуации с парапланами принципиальных отличий нет. Только цена ошибки другая. При поломке старого автомобиля в крайнем случае вам придется идти домой пешком. Если же у вас в полете "вдруг" начнут рваться стропы или ткань купола, последствия могут быть существенно печальнее...

Не экономьте на безопасности летного снаряжения! Расход ресурса параплана зависит не только от формальных часов его налета, точно установить которые при покупке как правило невозможно, но и от того как крыло летало. Не жарилось ли на солнце, не хранилось ли мокрым, не купалось ли в соленой морской воде, насколько активно эксплуатировалось под повышенными нагрузками при полетах на буксировочных лебедках или на пилотаж. Чтобы, приобретая подержанный параплан, впоследствии не пожалеть о покупке, необходимо очень хорошо ориентироваться в этих вопросах. Начинающий пилот обычно такими знаниями не обладает. Более подробно этот вопрос разобран в статье: "Оценка остаточного ресурса параплана по его налету".

 

Можно ли летать в одиночку?

!!! В ОДИНОЧКУ ЛЕТАТЬ ОПАСНО !!!

Летная группа — не менее трех человек.
Летная группа — не менее трех человек.
 

Во времена СССР и ДОСААФ размер группы, выходящей на полеты, должен был быть не менее трех человек. Это объяснялось требованиями безопасности: чтобы в случае травмирования одного из пилотов двое других смогли бы оказать пострадавшему первую помощь и обеспечить его транспортировку в лечебное учреждение. СССР больше нет, но Небо и Земля с тех пор ничуть не изменились. На наш взгляд, отступать от проверенных временем правил безопасности полетов неразумно.

Если вы, несмотря на наше предупреждение, все же решите идти летать один, то хотя бы предупреждайте родных и друзей куда идете и когда планируете вернуться. Это прямой вопрос вашей безопасности!

Не летайте в одиночку! Летать с друзьями безопаснее, приятнее и интереснее. Ищите единомышленников!

 

Как найти единомышленников?

Парапланы на горке ГАЭС.
Парапланы на горке ГАЭС.
 

Если вы живете в Москве или Подмосковье, приходите к нам в клуб.

Если вы живете далеко от Москвы, попробуйте набрать в интернет-поисковике слова "параплан" и название вашего города или района. Может быть, вам повезет и вы наткнетесь на сайт уже имеющегося поблизости от вас парапланерного клуба.

Можно отыскать контакты представительства ДОСААФ вашего региона. Если в ваших краях есть зарегистрированные в ДОСААФ клубы, там вам подскажут, как их найти.

Попробуйте узнать о ближайших клубах в Объединенной федерации сверхлегкой авиации России (ОФ СЛА России): http://ofsla.ru.

 

Что такое парамотор и что такое паралет?

Парамотор в воздухе. Парамотор крупным планом.
Паралет Сергея Тютюрука. Паралет Сергея Тютюрука крупным планом.

Парамотор — это параплан с мотором. Воздушный винт ранцевой двигательной установки создает тягу, позволяющую взлетать с горизонтальной площадки.

Парамотор и сложнее, и тяжелее, и стоит существенно дороже простого параплана, но он самодостаточен. Летая на парамоторе, вы перестанете зависеть от восходящих потоков воздуха. Вы полетите куда сами захотите, а не туда, куда вас смогут понести потоки и ветер.

Паралет — это разновидность парамотора, в котором пилот и двигатель располагаются на специальной тележке.

Тележка позволит вам не держать двигатель на плечах и взять с собой в полет существенно больший запас топлива, но, с другой стороны, если пилот с ранцевым парамотором может взлететь практически с любого места, то тележке паралета для разбега нужна ровная подготовленная площадка без рытвин и кочек.

 

Трудно ли научиться летать на парамоторе?

Парамотор на закате солнца.

Если предварительно изучить курс теории и освоить управление безмоторным парапланом, то обучение полетам на парамоторе не займет много времени и не вызовет никаких сложностей.

Если же вы попытаетесь сесть на парамотор сразу, приготовьтесь к тому, что вам придется потратить некоторую сумму денег, соизмеримую со стоимостью парамотора, на ремонты установки, связанные с вашими падениями на старте и при приземлениях. Также не следует забывать о вопросе безопасности.

Работающий винт парамотора слеп и свиреп! Он рубит как топор все, что попадается у него на пути.

Самое ответственное в парамоторной учебе — отработка навыков абсолютно чистого старта. Из-за особенностей конструкции подвесной системы парамотора и массы двигателя парамоторист чувствует свое крыло значительно хуже свободно летающего парапланериста. В то же время "цена ошибок" у мотористов выше. Споткнувшись на старте, свободно летающий парапланерист поднимется и снова попытается взлететь. Ошибка парамоториста — это, как минимум, сломанный воздушный винт, покалеченная рамка двигателя, и... "на сегодня" полеты закончены.

Более подробно о программе начальной подготовки пилотов-парамотористов можно посмотреть в статье: "Курсантам первого года обучения...".

 

На чем летать лучше:
на параплане или дельтаплане?

Параплан и дельтаплан — очень разные аппараты. У каждого есть как достоинства, так и недостатки.

В воздухе параплан-тандем. Дельтаплан в воздухе.
Собранный параплан на земле. Собранный дельтаплан на земле.

Современный дельтаплан, в отличие от параплана, имеет почти жесткое крыло. С одной стороны, это дает дельтаплану бесспорное преимущество перед парапланом и в скорости, и в "летучести", но с другой стороны, жесткое дельтапланерное крыло тяжелее и габаритнее мягкого парапланерного.

Собранный параплан — это относительно небольшой рюкзак весом не более 15-20 кг. Дельтаплан — это пакет труб длиной 2, 4 или 6 м в зависимости от способа сборки и весом не менее 30-40 кг.

Улетев на маршрут на параплане, после приземления вы за 10 минут уложите параплан в рюкзак и сможете вернуться на старт на попутной машине, рейсовом автобусе и даже пешком. Летая маршруты на дельтаплане, вам не обойтись без наземной команды и специальным образом оборудованной машины подбора.

 

Что делать, если есть вопрос, а ответ на него
на этой страничке не нашелся?

Просмотрите, пожалуйста, другие странички нашего сайта или воспользуйтесь поиском. Если вы не найдете ответа, напишите свой вопрос у нас на форуме или задайте его по электронной почте. Вам обязательно ответят в самое ближайшее время.

 




Яндекс.Метрика
^Наверх