Лого клуба "Первый шаг" Парапланерный клуб "Первый шаг"
+7(916) 956-5621
Контакты | Поиск | Форум









Система Orphus





География посетителей страницы

Комментарий к упражнению
"Отработка маневрирования скоростью"

"Маневрирование скоростью" — подготовительное упражнение к полетам на точность приземления. Для его понимания кратко разберем, как выполняется учебный полет на цель.

При полете на цель пилот заходит на точку приземления против ветра и встает на предпосадочную прямую. Затем плавно притормаживает параплан клевантами (как самолет, выпускающий закрылки на посадке). Траектория полета наклоняется к земле и направляется на цель. Если обнаруживается перелет — пилот еще немного притормаживает параплан. В случае недолета — клеванты слегка вверх, чтобы траектория приподнялась. Выставив траекторию полета, пилоту останется выдержать стабильный режим планирования и параплан придет точно к намеченной цели.

Ключики успеха: умение пилота видеть наклон траектории своего полета и точку предстоящего приземления в зависимости от положения клевант, а также плавность маневрирования для недопущения раскачки параплана, сбивающей прицеливание.

 

* * *

Прежде всего, обозначим требование к погодным условиям: воздух должен быть спокоен. Чтобы пилот мог научиться понимать, как параплан реагирует на его управляющие воздействия, нужно, чтобы никто кроме самого пилота параплан в воздухе не качал.

Начинаем с простого планирования. Пилот стартует и отходит от склона. Затем корректирует курс так, чтобы весь дальнейший полет проходил строго по прямой траектории и на отворачивание от каких-либо наземных препятствий (кусты, деревья) можно было бы не отвлекаться. Параплан продолжает полет на балансировочной скорости, а пилот с возможно большей высоты пытается угадать точку предстоящего приземления.

В полярной системе координат (азимут / угол места) точка предстоящего приземления неподвижна. Точки, которые пилот перелетает, опускаются по углу места и уходят под ноги. Точки, до которых пилот не долетает, по углу места относительно пилота поднимаются.

Заметив предположительное место точки приземления, пилот замирает. Параплан продолжает полет, а пилот ждет землю и, не пытаясь скорректировать траекторию, наблюдает, насколько он ошибся в оценке места приземления. В последующих полетах пилот также пытается угадать с высоты место приземления, но уже с поправкой на ошибки, выявленные в предыдущих полетах. Чем точнее и чем с большей высоты пилот научится определять место предстоящего приземления — тем лучше.

 

* * *

Теперь начинаем тормозиться. Вход в торможение должен быть плавным, чтобы не допускать раскачку по тангажу. Также обратите внимание, что параплан при полете в режиме торможения имеет склонность к раскачке по крену, если пилот действует клевантами чрезмерно резко. При возникновении раскачки, следует прекратить выполнение упражнения и плавно восстановить балансировочную скорость.

Взлетаете, встаете на прямую, чтобы не думать о маневрировании по курсу и с высоты засекаете точку приземления из расчета на полет на балансировочной скорости. Теперь торможение. Очень плавно зажимаете клеванты на глубину хода, указанного инструктором и наблюдаете, как параплан тормозится, как его траектория наклоняется к земле, а точка приземления (вы ее уже должны научиться видеть) смещается ближе к вам.

Как параплан летит на балансировочной скорости, вы изучили в предшествующих полетах. Как параплан летит на режиме торможения, вы узнали теперь. Промежуток между этими режимами: сектор доступных вам траекторий планирования. Сделайте еще несколько полетов и посмотрите наклоны траекторий при промежуточных глубинах зажатия клевант.

Примечание:      забегая на несколько шагов вперед, вспоминаем про посадку в цель. Вы заходите на цель против ветра. Когда точка цели оказывается в секторе доступных траекторий, вы плавно устанавливаете нужный режим планирования и, удерживая параплан на режиме, приезжаете к цели как трамвай по рельсам.

 

* * *

Продолжаем усложнять задание. Допустим при заходе на цель вы перетормозили параплан и теперь вам нужно приподнять траекторию полета. То есть выйти из глубокого торможения и восстановить скорость полета.

Взлетаете. Стабилизируетесь на курсе и засекаете точку приземления при полете на балансировочной скорости. Входите в торможение и засекаете новую точку приземления. Теперь плавно возвращаете клеванты в верхнее положение и смотрите куда снова сдвинется точка предполагаемого приземления.

Как бы плавно вы ни поднимали клеванты, параплан все равно сделает небольшой разгонный клевок и только после него стабилизирует траекторию полета. Траектория полета поднимется, но, поскольку мы имитируем действия на предпосадочной прямой и высота полета не превышает 15 м, весь выигрыш будет "съеден" разгонным клевком и место итоговой точки приземления не будет сильно отличаться от того, куда вы летели в режиме торможения. Запомните это обстоятельство. Оно вам пригодится в полетах на "посадку в цель".

Примечание:      при заходе на цель строить траекторию нужно все время с небольшим перелетом. Избыток высоты сбросить легко. Но если на предпосадочной прямой у вас обнаружится ее нехватка, то вы уже ничего не сможете сделать.

 

* * *

Одна из особенностей параплана, как летательного аппарата, в большом расстоянии между центром давления (точкой приложения полной аэродинамической силы) и центром масс. С одной стороны, это дает параплану отличную устойчивость в полете, но с другой, чрезмерно резкие действия пилота провоцируют раскачку крыла. Сейчас вам предстоит увидеть, как эта раскачка выглядит на практике.

Стартуете. Отходите от склона и стабилизируетесь на курсе. Теперь в меру решительно зажимаете клеванты на глубину хода, указанную инструктором. Крыло параплана тормозится, а вас по инерции выбрасывает относительно крыла немного вперед. Как только ваше движение "вперед" относительно крыла прекратится, вы также решительно поднимаете клеванты в верхнее положение и параплан, набирая скорость, сделает клевок.

Запоминайте динамику, свои ощущения и потерю высоты в клевке в зависимости от глубины зажатия клевант и скорости их отпускания.

Если на выходе из клевка снова зажать и потом также в фазу отпустить клеванты, то второе вспухание и второй клевок получатся значительно сильнее первого, так как будут использовать его энергию. Не увлекайтесь! Не забывайте поговорку: "Не знаешь выхода — не входи". Загнать крыло в сложный режим — не вопрос. Вопрос как потом из этого режима безопасно выйти... На данном этапе обучения задача исследования поведения параплана на сложных режимах не стоит. Нам нужно лишь знакомство с небольшой раскачкой, чтобы в дальнейших полетах на точность приземления ее не допускать.

Примечание:      в полетах на точность приземления раскачка параплана недопустима, так как сбивает прицел и может привести к жесткому приземлению. Все маневры должны быть плавными!

 

В. Тюшин
26 декабря 2019 г.
Парапланерный клуб
Летная школа "Первый шаг"

 




Яндекс.Метрика
^Наверх