"Маневрирование скоростью" подготовительное упражнение
к полетам на точность приземления. Для его понимания кратко разберем,
как выполняется учебный полет на цель.
При полете на цель пилот заходит на точку приземления против ветра и
встает на предпосадочную прямую. Затем плавно притормаживает параплан
клевантами (как самолет, выпускающий закрылки на посадке). Траектория
полета наклоняется к земле и направляется на цель. Если обнаруживается
перелет пилот еще немного притормаживает параплан. В случае
недолета клеванты слегка вверх, чтобы траектория приподнялась.
Выставив траекторию полета, пилоту останется выдержать
стабильный режим планирования и параплан придет точно к намеченной
цели.
Ключики успеха: умение пилота видеть наклон траектории своего полета
и точку предстоящего приземления в зависимости от положения клевант,
а также плавность маневрирования для недопущения раскачки параплана,
сбивающей прицеливание.
* * *
Прежде всего, обозначим требование к погодным условиям: воздух должен
быть спокоен. Чтобы пилот мог научиться понимать, как параплан реагирует
на его управляющие воздействия, нужно, чтобы никто кроме самого пилота
параплан в воздухе не качал.
Начинаем с простого планирования. Пилот стартует и отходит от склона.
Затем корректирует курс так, чтобы весь дальнейший полет проходил
строго по прямой траектории и на отворачивание от каких-либо наземных
препятствий (кусты, деревья) можно было бы не отвлекаться. Параплан
продолжает полет на балансировочной скорости, а пилот с возможно
большей высоты пытается угадать точку предстоящего приземления.
В полярной системе координат (азимут / угол места) точка предстоящего
приземления неподвижна. Точки, которые пилот перелетает, опускаются по
углу места и уходят под ноги. Точки, до которых пилот не долетает, по
углу места относительно пилота поднимаются.
Заметив предположительное место точки приземления, пилот замирает.
Параплан продолжает полет, а пилот ждет землю и, не пытаясь скорректировать
траекторию, наблюдает, насколько он ошибся в оценке места приземления. В
последующих полетах пилот также пытается угадать с высоты место
приземления, но уже с поправкой на ошибки, выявленные в предыдущих
полетах. Чем точнее и чем с большей высоты пилот научится определять место
предстоящего приземления тем лучше.
* * *
Теперь начинаем тормозиться. Вход в торможение должен быть плавным,
чтобы не допускать раскачку по тангажу. Также обратите внимание, что
параплан при полете в режиме торможения имеет склонность к раскачке
по крену, если пилот действует клевантами чрезмерно резко. При
возникновении раскачки, следует прекратить выполнение упражнения и
плавно восстановить балансировочную скорость.
Взлетаете, встаете на прямую, чтобы не думать о маневрировании по
курсу и с высоты засекаете точку приземления из расчета на полет на
балансировочной скорости. Теперь торможение. Очень плавно зажимаете
клеванты на глубину хода, указанного инструктором и наблюдаете, как
параплан тормозится, как его траектория наклоняется к земле, а точка
приземления (вы ее уже должны научиться видеть) смещается ближе
к вам.
Как параплан летит на балансировочной скорости, вы изучили в
предшествующих полетах. Как параплан летит на режиме торможения, вы
узнали теперь. Промежуток между этими режимами: сектор доступных вам
траекторий планирования. Сделайте еще несколько полетов и посмотрите
наклоны траекторий при промежуточных глубинах зажатия клевант.
Примечание:
забегая на несколько шагов вперед, вспоминаем про посадку в цель.
Вы заходите на цель против ветра. Когда точка цели оказывается в
секторе доступных траекторий, вы плавно устанавливаете нужный режим
планирования и, удерживая параплан на режиме, приезжаете к цели как
трамвай по рельсам.
* * *
Продолжаем усложнять задание. Допустим при заходе на цель вы
перетормозили параплан и теперь вам нужно приподнять траекторию
полета. То есть выйти из глубокого торможения и восстановить
скорость полета.
Взлетаете. Стабилизируетесь на курсе и засекаете точку приземления
при полете на балансировочной скорости. Входите в торможение и
засекаете новую точку приземления. Теперь плавно возвращаете клеванты
в верхнее положение и смотрите куда снова сдвинется точка
предполагаемого приземления.
Как бы плавно вы ни поднимали клеванты, параплан все равно сделает
небольшой разгонный клевок и только после него стабилизирует
траекторию полета. Траектория полета поднимется, но, поскольку мы
имитируем действия на предпосадочной прямой и высота полета не
превышает 15 м, весь выигрыш будет "съеден" разгонным
клевком и место итоговой точки приземления не будет сильно отличаться
от того, куда вы летели в режиме торможения. Запомните это
обстоятельство. Оно вам пригодится в полетах на "посадку в
цель".
Примечание:
при заходе на цель строить траекторию нужно все время с небольшим
перелетом. Избыток высоты сбросить легко. Но если на предпосадочной
прямой у вас обнаружится ее нехватка, то вы уже ничего не сможете
сделать.
* * *
Одна из особенностей параплана, как летательного аппарата, в
большом расстоянии между центром давления (точкой приложения
полной аэродинамической силы) и центром масс. С одной стороны,
это дает параплану отличную устойчивость в полете, но с другой,
чрезмерно резкие действия пилота провоцируют раскачку крыла.
Сейчас вам предстоит увидеть, как эта раскачка выглядит на
практике.
Стартуете. Отходите от склона и стабилизируетесь на курсе.
Теперь в меру решительно зажимаете клеванты на глубину хода,
указанную инструктором. Крыло параплана тормозится, а вас по
инерции выбрасывает относительно крыла немного вперед. Как
только ваше движение "вперед" относительно крыла
прекратится, вы также решительно поднимаете клеванты в верхнее
положение и параплан, набирая скорость, сделает клевок.
Запоминайте динамику, свои ощущения и потерю высоты в клевке в
зависимости от глубины зажатия клевант и скорости их
отпускания.
Если на выходе из клевка снова зажать и потом также в фазу
отпустить клеванты, то второе вспухание и второй клевок
получатся значительно сильнее первого, так как будут использовать
его энергию. Не увлекайтесь! Не забывайте поговорку:
"Не знаешь выхода не входи". Загнать
крыло в сложный режим не вопрос. Вопрос как потом
из этого режима безопасно выйти... На данном этапе обучения
задача исследования поведения параплана на сложных режимах не
стоит. Нам нужно лишь знакомство с небольшой раскачкой, чтобы
в дальнейших полетах на точность приземления ее не допускать.
Примечание:
в полетах на точность приземления раскачка параплана недопустима,
так как сбивает прицел и может привести к жесткому приземлению.
Все маневры должны быть плавными!
В. Тюшин
26 декабря 2019 г.
Парапланерный клуб
Летная школа "Первый шаг"
|