Лого клуба "Первый шаг" Парапланерный клуб "Первый шаг"
+7(916) 956-5621
Контакты | Поиск | Форум









Система Orphus





География посетителей страницы

Принципы школы

Теория и практика

Количество и качество

Индивидуальный ритм

Ответственность и дисциплина

 

Теория и практика

Первый шаг в парапланеризме начинается с теории.

Два начала — теория и практика — неразрывно сменяют друг друга на пути к успешному обучению.

Открывая для себя полеты на параплане, курсант проходит примерно те же этапы, что и когда-то при обучении езде на велосипеде. Здесь и указания наставника, и его пример, и, конечно, собственные попытки. Чтобы достичь успеха необходимо сначала осознать основные принципы полетов на параплане (теория) и затем пробовать, пробовать, пробовать (практика), извлекая полезные уроки из каждой попытки.

То, что перед практическими занятиями должна быть выполнена некоторая теоретическая подготовка, не будет неожиданным. Прежде чем приступать к тренировкам, курсанту необходмо получить представление и о воздушной стихии (атмосфера, погода), и о устройстве параплана, и о принципах его управления, чтобы в дальнейшем осознанно применить все это понимание в практических занятиях.

Практические занятия курсантов клуба "Первый шаг" на учебном склоне в Задушном.

Практические занятия состоят из выполнения полетных заданий (включая наземные занятия), назначаемых инструктором каждому курсанту. В конце летного дня проводится обязательный разбор полетов, в котором подводятся итоги за день, разбираются ошибки, в том числе рассматриваются их теоретические аспекты, и определяются новые задачи для курсантов в зависимости от их успехов и возникающих затруднений.

Так, при обучении в Школе последовательное сочетание теории и практики создает нужные условия для успешного продвижения.

Количество и качество

Парящие полеты на Загорской ГАЭС.

Можно ли пройти курс по формальному количеству занятий? Пожалуй, нет. Освоение курса возможно только по успешному выпонению летных задач. Каждая летная задача может оказаться трудной, и, чтобы достичь ее качественного выполнения, придется выполнять упражнение снова и снова, пока количество не перейдет в качество.

Если с количеством все понятно — это просто количество повторений поставленной летной задачи, то что будет качеством, приемлемым, чтобы считать задачу выполненной?

Основной критерий — это свобода повторить достигнутый результат. Если курсант легко и успешно выполняет летную задачу — значит, пора переходить к следующей. Если же глаза курсанта светятся от счастья, что ему наконец-то удалось выполнить сложное задание, двигаться вперед еще рано — необходимо закрепить успех и довести полученный навык до автоматизма.

Можно ли ускорить процесс, перейдя к следующей задаче, временно оставив ту, которая пока не получается? Скорее всего, нет. Курс обучения построен таким образом, что каждая последующая полетная задача основывается на навыках, полученных при освоении предыдущих задач.

Посадка в цель — это умение чувствовать свое крыло на простом пилотаже.

Например, такая задача, как посадка в цель, подводит итог выработке базовых навыков курсанта по управлению парапланом в простых метеоусловиях: здесь и правильный старт, и точное маневрирование, и выполнение расчета на посадку. Можно ли, перешагнув посадку в цель, сразу заняться интенсивным маневрированием и подготовкой к парящим полетам?... Если курсант еще не научился рассчитывать траекторию параплана в плавных маневрах захода на цель, попытки резких изменений курса и высоты полета могут привести к ошибкам, падениям и травмам.

Школа устанавливает минимально допустимый критерий качества для выполнения поставленной задачи и перехода к следующей, но следует понимать, что такой переход не означает достигнутого совершенства — это только начало для дальнейшего развития полученных навыков.

Индивидуальный ритм

На параплане взлетает Саша Морозов.

Даже мечтая о Небе, мы — разные. По физической подготовке, по психологии, по образованию. Все это приводит к тому, что к своим достижениям мы приходим по-разному, в свои сроки и через свои особенности понимания.

Главная ошибка, которую может сделать начинающий курсант, это воспринять обучение как соревнование. Когда возникает гонка из-за того, что "у них получается, а у меня нет" — добра не жди. Уходит сосредоточение на упражнениях и качестве их выполнения, возникает угнетение из-за того, что "ничего не получается".

Непонятное сегодня станет понятным завтра. Обучение полетам — не место соревнований или соперничества за одним исключением: побеждать себя, свое нежелание работать, свою неуверенность, свои страхи и сомнения. Это единственная борьба, которая будет конструктивной при обучении. При этом инструктор не даст перейти грань, за которой борьба с неуверенностью приводит к риску.

Важна также концентрация усилий. Не получится вскипятить молоко, подогревая его раз в час по минуте — прокиснет. Также и с обучением полетам на параплане. Если использовать для этого все возможное полетное время — результат не замедлит. Если "приходить" на тренировки раз в месяц, то стадию наземной подготовки можно растянуть на месяцы, а полный курс обучения — на годы.

Соревнования парапланеристов на точность приземления.

В нашей Школе рассчитывается, что желающий научиться летать на параплане сам для себя знает, зачем он пришел, и сам себя заставляет выполнять упражнения. Инструктор укажет на ошибки и подскажет, как их преодолеть, но инструктор не станет "гонять" курсанта в гору, чтобы увеличить количество выполненных упражнений. Это остается на усмотрение курсанта.

"Когда же я стану пилотом?", — спросит начинающий. Следует внимательно просмотреть написанное выше, чтобы понять, почему Школа не может ответить на этот вопрос определенно.

Среди курсантов школы есть примеры, когда труд и сосредоточенность приводили к тому, что уже через пару месяцев занятий курсант выходил на парящие полеты в динамическом потоке, а потом переходил и к полетам в термических условиях. И есть курсанты, чье начальное обучение растягивалось больше чем на год. И, тем не менее, нет смысла сравнивать. Будьте в согласии с собой, идите в своем ритме, и все у Вас получится.

Ответственность и дисциплина

Парящие полеты парапланеристов на горе Юца.

Небо — это не родная стихия человека: небо — это дом, в котором мы — гости. И с небом нужно быть на "Вы", т.е. относиться с уважением и не допускать фамильярности. "Какая чепуха!", — скажет кто-то и будет не прав. Это подтвердят все, кто имеет опыт общения с небом, в том числе и те, кто имеет свой печальный опыт.

Параплан в небе, как и автомобиль на дороге, относится к средствам повышенной опасности. Показывать, что полеты на параплане могут быть опасны, особой нужды нет — это с легкостью сделает интернет: критические ситуации в небе и летные происшествия запечатлены в видеороликах, они обсуждаются в соответствующих ветках на парапланерных форумах. Даже простое понимание факта, что потенциальная энергия высоты под крылом параплана может, при определенных обстоятельствах, превратиться в кинетическую энергию удара о землю, а само крыло — всего лишь материя, заполненная набегающим потоком воздуха, уже подскажет, что полетам на параплане присущи определенные риски.

Как принято говорить, право рождает ответственность. Принимая управление парапланом, пилот получает право на полет, но вместе с этим правом он получает и ответственность.

Ответственность за что? — Ответственность за жизнь и здоровье. За жизнь и здоровье кого? — За жизнь и здоровье себя, за жизнь и здоровье находящихся в небе собратьев-пилотов. За жизнь и здоровье тех, кто во время полетов находится под вами на земле: других пилотов, курсантов, их родных и друзей и просто зрителей, которые пришли посмотреть на полеты.

Маршрутный полет параплана.

Конечно, с правовой точки зрения следует добавить, что пилот несет также ответственность за материальные повреждения — чужой летной техники, автомобилей и прочего имущества. Это, конечно, так. И все же, осознания ответственности, прежде всего, за свою и чужую жизнь уже будет достаточно, чтобы относиться к вопросу безопасности полетов со всей серьезностью и внимательностью.

Надежный спутник ответственности — дисциплина (соответственно, как разгильдяйство — спутник безответственности). Курсант всегда должен помнить, что до тех пор пока он не стал самостоятельным пилотом, определенную ответственность за него несет инструктор. Дисциплина начинается с точного и строгого соблюдения указаний инструктора (инструктор всегда прав!).

Одна из немногих причин, по которой Школа отказывает курсанту в дальнейшем обучении — это нарушение полетной дисциплины. Причины изложены выше. И пусть простят нас те, кто не считает, что "инструктор всегда прав". Со всей ответственностью мы бережем жизнь и здоровье людей.

Мы уважаем небо. Мы с небом всегда на "Вы".

 

Награды и дипломы...




Яндекс.Метрика
^Наверх