Лого клуба "Первый шаг" Парапланерный клуб "Первый шаг"
+7(916) 956-5621
Контакты | Поиск | Форум









Система Orphus







Неформальный комментарий к программе
начальной подготовки парапланеристов
(и парамотористов), или
курсантам первого года обучения посвящается

 

Вступление

Теоретическая подготовка

Наземная подготовка

Простой пилотаж

Основы сложного пилотажа

Парение в динамическом потоке

Вступление

Прежде всего, здравствуйте! Собираетесь научиться летать на параплане? Отлично. Мы уверены, что у нас все получится. Почему "у нас"? Потому что летная учеба — дело коллективное, в котором для достижения успеха требуются совместные усилия и инструктора, и курсантов. Сразу честно предупреждаем, что усилий потребуется много. Но, чтобы наша учеба шла по возможности быстрее, необходимо усилия эти прикладывать правильным образом. Поэтому, прежде чем хвататься за параплан, давайте обозначим цели нашей учебы и бегло пройдемся по курсу, чтобы понять, как мы эти цели будем достигать.

Наша глобальная цель — маршрутные полеты в термических восходящих потоках ("термиках").
Промежуточная задача — освоение парения в динамическом восходящем потоке ("динамике").

Среди наших курсантов есть также люди, желающие освоить полеты на парамоторе. Нюансы моторного обучения мы тоже обязательно обсудим.

Что такое "термик" и что такое "динамик"? Термиками называют большие пузыри теплого воздуха, которые, нагревшись у земли, начинают подниматься на высоту. Грамотно обработав термик, парапланерист может набрать 1-2-3 и более тысяч метров высоты и затем, прыгая из потока в поток, пролететь без посадки до нескольких сотен километров. Однако полет в термиках требует от пилотов весьма серьезных знаний и умений.

 

Дым от горящей травы и формирующееся облако отлично обозначили термический поток.

Дым от горящей травы и формирующееся облако отлично обозначили термический поток

 

Динамический поток образуется, когда воздушная масса, при обтекании горного хребта или холма, начинает подниматься вверх. Летать в динамическом потоке проще, так как он более предсказуем, чем термики. В нем можно часами (и даже сутками) парить над землей, но улететь на маршрут не получится, так как все динамики привязаны к склонам холмов.

 

Парапланы в динамическом потоке на северном склоне г. Новосиль.

Парапланы в динамическом потоке на северном склоне г. Новосиль

 

Раньше, когда парапланы летали значительно хуже, парение в динамическом потоке было достойной и серьезной задачей. Сейчас такие полеты воспринимаются опытными пилотами не как самоцель, а скорее как удобная стартовая площадка для полета в термиках. Однако курсантам-новичкам, чтобы уверенно запарить у склона, потребуется приложить достаточно существенные усилия.

В обучении парящим полетам в динамических потоках можно выделить пять этапов:

теоретическая подготовка;

наземная подготовка;

простой пилотаж;

основы сложного пилотажа;

парение в динамическом потоке.

 

Теоретическая подготовка

Хотите поскорее взлететь? Отлично. Тогда давайте не будем тратить весьма ограниченное летное время на разбор теоретических вопросов. То, что может быть проработано в учебном классе, лучше прорабатывать именно там, а не на полетах.

Иногда у некоторых курсантов возникает вопрос: "Можно ли обойтись без отдельных теоретических занятий и разбирать, что потребуется непосредственно на полетах?" Считаем, что нет. При таком подходе невозможно обеспечить полноценную передачу знаний курсантам, а цена незнаний и неумений в авиации — ваше Здоровье (иногда Жизнь).

Для повышения эффективности теоретических занятий мы рекомендуем курсантам заранее знакомиться с план-конспектами лекций. Если вы будете приходить на занятия подготовленными, инструктор сможет не тратить время на механический пересказ того, что вы и так можете прочитать самостоятельно, а разберет более подробно темы, вызвавшие у вас вопросы и, в придачу, расскажет что-то дополнительное и интересное.

Курс начальной теоретической подготовки состоит из шести тем:

основы аэродинамики и теории полета;

конструкция параплана;

управление парапланом;

авиационная метеорология;

безопасность и организация полетов, особые случаи в полете;

основы оказания доврачебной помощи.

 

Отдельно отметим две темы курса, которые требуют наиболее тщательной проработки:

"Основы аэродинамики" — первая лекция курса теории. Она самая сложная для понимания, но это фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая работа.

"Особые случаи" — это опасные ситуации, которые могут возникнуть в воздухе, но которые невозможно безопасно смоделировать и проработать на учебных полетах. Их немного, но единственная надежда на спасение курсанта при попадании в такую ситуацию — абсолютно четкое знание теории.

Наземная подготовка

Начиная разговор о наземной подготовке, можно отметить две задачи: очевидную — то, что всем сразу понятно, и главную — то, чем мы будем заниматься на самом деле.

Очевидно, что пока вы не научитесь надежно превращать в крыло лежащую на земле кучу тряпочек, говорить о полетах преждевременно, но это не главное.

Параплан обладает уникальным свойством, которого нет, пожалуй, больше ни у одного летательного аппарата. В то время как вы будете твердо стоять на земле, крыло параплана может полноценно летать у вас над головой, подчиняясь всем законам аэродинамики.

Научиться летать на параплане ни разу не ошибившись, маловероятно. Ошибка в воздухе чревата пилоту падением и травмами. Ошибка на земле — это всего лишь уроненный купол. Постарайтесь, насколько возможно, научиться чувствовать параплан, стоя на земле. Главный ключик успеха — практика. Нарабатывайте моторику и быстроту реакции, не бойтесь ошибиться. Ошибки на земле несоизмеримо безопаснее ошибок в воздухе — вот что главное в наземной подготовке!

 

Наземная подготовка — это почти полет, только без риска стукнуться о землю.

Наземная подготовка — это почти полет, только без риска стукнуться о землю.

 

Для парамотористов наземная подготовка еще более важна. Самое сложное в парамоторной учебе — отработка навыков абсолютно чистого старта. Из-за особенностей конструкции подвесной системы парамотора и массы двигателя парамоторист чувствует свое крыло значительно хуже свободно летающего парапланериста. В то же время "цена ошибок" у мотористов выше. Споткнувшись на старте, свободно летающий парапланерист поднимется, отряхнется и снова попытается взлететь. Ошибка парамоториста — это, как минимум, сломанный воздушный винт, покалеченная рамка двигателя, и… на сегодня полеты закончены.

 

Полет на парамоторе начинается с подъема купола.

Полет на парамоторе начинается с подъема купола.

 

Простой пилотаж

На наземной подготовке курсанты учатся чувствовать крыло, стоя на земле. Теперь им предстоит понять, как параплан управляется в воздухе. Этот этап объединяет группу упражнений от первых подлетов до посадки в цель.

Посадка в цель — это существенно больше, чем умение приземлиться рядом с установленной инструктором меткой. Главное здесь — научиться чувствовать свое крыло в воздухе. Заодно освоите и технику точных приземлений.

Что такое "научиться чувствовать" параплан? Попробую привести наземный аналог. Если вы не чертежник-профи, не художник, возьмите карандаш, лист бумаги и нарисуйте прямую линию. Затем приложите линейку и посмотрите, что вы нарисовали на самом деле… А теперь давайте учиться рисовать прямые, круги, квадраты…

Параплан заходит на посадку. Воздушные потоки треплют крыло. То подбросят аппарат вверх, то просадят вниз. А пилоту нужно держать траекторию и, несмотря на болтанку, привести параплан точно к намеченной цели…

Зарисовка с натуры:

После нескольких дней активных тренировок подходит курсант к инструктору и говорит: "Инструктор! Ура! Я научился садиться в цель! Я уже три раза подряд точно приземлился. Можно на высоту? Можно на парение?".

Инструктор смотрит на курсанта, улыбается и отвечает: "Молодец. Отлично. Куда ты садился?... Слетай еще один контрольный полет и затем поговорим о парении. Только цель будет не там, где ты сейчас приземлялся, а немного в стороне. Вон ту копну сена видишь? Давай к ней".

Курсант решительно стартует, летит и… опять промахивается метров на 50. Понимает курсант, что перспектива его парящих полетов отодвигается в туманную даль. Собирает крыло, карабкается на горку и тихонько ворчит себе под нос: "Ветер неправильный, горка кривая и вообще злой инструктор положил цель так, что сесть туда просто нереально".

Наконец курсант поднимается на старт, и инструктор начинает серьезный разговор:

"Дружище, я очень рад, что у тебя наконец что-то начало получаться. Только это не называется "научился". Это называется "пристрелялся". Несколько дней прыгов с одного старта на одну посадочную точку по одной и той же траектории рано или поздно должны были принести успех, но это не завершение процесса. Это его самое начало. Ты нащупал базовую траекторию. Теперь давай от нее отклоняться. Слетай вправо, слетай влево. Посмотри, до каких наземных ориентиров ты можешь дотянуться, но так, чтобы твой полет надежно завершался на метке цели".

На детских соревнованиях на точность приземления есть упражнение: "облет вешек с посадкой в цель". Пилот получает очки за облет вешек. Чем больше облетит — тем лучше. Но с условием, чтобы полет завершился в зачетном круге цели. Пожадничал пилот, полетел на дальнюю вешку, потерял высоту и не дотянул до зачетного круга. В итоге ноль очков. Суть задания в том, чтобы пилот умел просчитывать свою траекторию, чтобы, летая по вешкам, он все время чувствовал высоту/дальность до посадочной площадки и сохранял запас высоты для захода на цель.

 

Умение видеть посадочные площадки и контролировать высоту/дальность до них жизненно необходимо при полетах в термиках. Обкручивая потоки, пилот должен постоянно отслеживать под собой места безопасного приземления на случай, если текущий поток потеряется, а новый найти не удастся.

 

Прощупав возможные траектории захода на выбранную точку, мы начнем менять посадочные площадки. Действуем по той же схеме: сначала пристрелка базовой траектории, затем определение области возможных полетов с условием их завершения на метке цели.

В конечном итоге курсант должен научиться, стоя на старте, видеть область, куда он в принципе мог бы прилететь, и, выбрав произвольную точку в этой области, с первой попытки мягко приземляться около нее. Для этого ему необходимо:

детально изучить летные характеристики своего параплана в рамках простого маневрирования;

осознать свои возможности как пилота;

научиться видеть фактические погодные условия (в разные дни они могут быть очень разные);

научиться просчитывать влияние особенностей рельефа местности на траекторию своего полета.

 

Полученные навыки позволят курсантам летать не по принципу "куда ветром понесло", а планировать свои полеты, стоя на земле, и затем в воздухе с достаточной точностью реализовывать запланированное.

 

Заход на цель. Попадет или нет?...

Заход на цель. Попадет или нет?...

 

Нужны ли парамотористам навыки точного приземления? Считаем, что необходимы. Прежде всего, следует понимать, что само по себе умение точно приземляться не более чем бесплатное дополнение к главной задаче. Главное — прочувствовать свой аппарат на простом пилотаже и научиться планировать свои полеты.

Что же касается собственно посадок в цель, то, конечно, если летать строго над стартовым полем (размером несколько км на несколько км), моторист без этого умения на первый взгляд вполне может обойтись. Однако наматывать круги над стартом в течение 2-3-х часов (примерное время полета парамотора на полной заправке) быстро надоест. Захочется куда-то слетать. И вот тут-то сразу возникнут два существенных нюанса.

Во-первых, необходимо понимать, что в любом моторном полете всегда есть некоторая вероятность отказа двигателя в воздухе.

Во-вторых, подстилающая поверхность под вами может быть очень разная и, если вы не научились видеть под собой посадочные площадки и мгновенно выполнять расчет на посадку, последствия этого неумения могут быть весьма печальны.

 

Парамотор над родными просторами.

Парамотор над родными просторами.
В маршрутном полете сесть можно не везде.

 

По описанным выше причинам у нас в клубе принято начинать обучение курсантов полетам на парамоторе только после того, как они освоят в безмоторном режиме упражнение "посадка в цель".

Основы сложного пилотажа

Этап основ сложного пилотажа состоит всего из двух заданий, которые завершают подготовку курсантов к парящим полетам в динамических потоках:

интенсивное маневрирование в рамках отработки техники пилотирования с увеличением высоты полета над рельефом местности (упражнение 08);

несимметричный подворот купола параплана (упражнение 08п).

 

На этапе простого пилотирования курсанты исследуют, как параплан реагирует на их плавные действия клевантами. Теперь увеличиваем высоту полета и наращиваем крены. В первых подлетах курсант испытывает очень сильные ощущения, когда отрывается от земли, и, прежде чем двигаться дальше, он должен к ним привыкнуть. При освоении интенсивных разворотов с большими кренами ситуация аналогична. Мозг пилота, еще не привычный к тому, что в полете земля не всегда бывает снизу, а небо сверху, тоже поначалу изрядно нервничает. Постепенно наращивая крены, успокаиваем мозг, приучаем его нормально работать в условиях болтанки, с которой он обязательно встретится в парящих полетах. Это — главное. Заодно, как бесплатное приложение к главной задаче, научитесь быстро разворачиваться.

С отработкой несимметричных подворотов купола параплана все просто. В этом упражнении нет никаких скрытых секретов. Если вы собираетесь на парящие полеты, значит, вы планируете летать в "булькающем" воздухе. Где-то воздух будет поднимать параплан, а где-то нисходящая часть потока может ударить по крылу сверху и сложить его.

 

Если у курсанта-парапланериста нет твердых навыков и спокойной уверенности в том, что он может сложить и расправить 40-50% площади купола, то к парящим полетам (то есть к полетам в "булькающем" воздухе) он не готов. Любые иные варианты скороспелых выходов на парение — лотерея, ставкой в которой является здоровье курсанта (иногда жизнь).

 

Учебный полет на несимметричное сложение купола параплана.

Учебный полет на несимметричное сложение купола параплана.

 

В разделе сложного пилотажа уместно вспомнить о запасных парашютах, которыми в обязательном порядке комплектуются парапланерные подвесные системы при полетах на высоте более 100 м и буксировочных лебедках.

В боевой авиации летчики в обязательном порядке выполняют каждый год не менее двух прыжков с парашютом. Никто не ставит под сомнение, что работа летчика — летать, а не "выходить из самолета" при первой опасности. Однако они регулярно выполняют прыжки с парашютом, чтобы быть технически и морально готовыми к необходимости покинуть самолет в случае аварии.

Парапланеристы тоже летают с парашютами. И должны понимать, что всегда существует некоторая вероятность, что парашют на полетах может понадобиться. В то же время парашютная подготовка у подавляющего большинства курсантов-новичков отсутствует. Чтобы восполнить этот пробел, клуб на регулярной основе организует выезды курсантов и пилотов на парашютные прыжки. Мы настоятельно рекомендуем курсантам не пропускать эти тренировки.

 

Первый пошел, второй пошел, третий пошел…

Первый пошел, второй пошел, третий пошел…

 

Несколько слов по моторной специфике. Полеты на интенсивное маневрирование разумно выполнять сразу на парамоторе. В длительном моторном полете можно успеть сделать значительно больше, чем на коротких безмоторных планирующих слетах. К тому же при маневрировании на парамоторе можно и нужно активно пользоваться тягой двигателя, что для безмоторного параплана недоступно.

Что же касается отработки несимметричных сложений купола, то это упражнение осваивается строго на безмоторном параплане. У парамоторной рамки есть множество выступающих частей, за которые, при ошибках курсанта, могут легко зацепиться стропы, что не позволит крылу параплана нормально раскрыться. Это категорически недопустимо на учебных полетах.

Парение в динамическом потоке

Ключевое слово в названии этого этапа — парение. Полеты становятся по-настоящему длительными. Их продолжительность начинает измеряться не в минутах и секундах, а в часах. У курсантов впервые появляется возможность вырваться из постоянного цейтнота коротких учебных прыгов, осмотреться по сторонам и наконец-то полюбоваться на панорамы, открывающиеся с высоты птичьего полета.

Некоторые курсанты начинают брать с собой в полет фотоаппараты. Так появляются первые воздушные фотографии. Качество таких фотографий обычно оставляет желать лучшего, но зато сколько ярчайших эмоций с ними связано…

Мальчишки и девчонки, внимание!!! Два принципиально важных нюанса при фотографировании в воздухе:

Фотоаппарат не отменяет необходимости ведения осмотрительности. Всем будет очень плохо, если вы, увлекшись съемкой, спровоцируете столкновение в воздухе!!!

Если вы возьмете в полет фотоаппарат, обязательно привязывайте его к подвесной системе. Улетит — не найдете.

 

Но, пожалуй, самые сильные впечатления от парящих полетов заключаются в моменте приземления. Точнее в моменте, когда вы принимаете решение идти на посадку. На прыгах полет заканчивался вместе с высотой. Вы долго лезли на горку. Затем стартовали и летели. Летать можно было ровно столько, насколько высоко вы забрались на склон. Кончилась высота — кончился и полет.

На парящих полетах вы летаете, сколько хотите. Летаете, пока не налетаетесь досыта! Вы сами принимаете решение идти на посадку. Причем, после принятия решения вам еще потребуется некоторое время, чтобы выйти из зоны парения, снизиться, выполнить расчет на посадку и приземлиться.

 

Вид с земли на вечерний динамик над горой Юца.

Вид с земли на вечерний динамик над горой Юца.

 

Позвольте на этом закончить лирическо-романтическое отступление. Возвращаемся к учебе. Вспоминаем, что парение в динамике — не самоцель, а лишь промежуточный успех на пути к маршрутным полетам в термиках. Учебный процесс продолжается.

На парящих полетах в динамике нужно решить три задачи:

научиться летать долго;

научиться летать в группе;

научиться летать в условиях термической активности.

 

Полет — это не только красота и романтика. Это серьезная нагрузка, требующая от пилота концентрации всех сил. Но человек — не робот. Работать 24 часа в сутки он не может. Накапливающаяся усталость тормозит скорость реакций пилота, размывает его внимание. Постепенно увеличивая длительность полетов, вам предстоит научиться летать долго, и еще вам весьма желательно понять, сколько времени ваше здоровье может позволить вам находиться в воздухе. Это будет очень важно при планировании дальних маршрутных полетов.

Вторая задача — привыкание к полетам в группе. До сих пор инструктор выпускал вас в полет, когда в воздухе было свободно, но так бывает не всегда. Подбирайте время и место полетов так, чтобы количество парапланов в воздухе увеличивалось постепенно, и чтобы у вас была возможность в любой момент уйти на посадку. Привыкайте уверенно пилотировать параплан в условиях, когда другие пилоты будут пролетать от вас на расстоянии считанных метров.

Третья задача — привыкание к полетам в условиях термической активности. Первые учебные полеты в динамических потоках обычно планируются на вечер, когда воздух относительно спокоен. Уверенно запарив в вечернем динамике, начинайте летать утром. Ветер будет усиливаться, появятся термические пузыри и связанная с ними болтанка. Привыкайте.

Поначалу болтанка воспримется вами как помеха, и вы будете с ней честно бороться. Но когда освоитесь, вспомните, что она верный признак наличия термических потоков, с которыми можно набирать высоту и улетать на маршрут.

 

Парапланы набирают высоту в термическом потоке над горой Юца.

Парапланы набирают высоту в термическом потоке над горой Юца.

 

Впрочем, полеты в термиках — тема для отдельного разговора, а сейчас наши ближайшие планы:

разобрать теорию полетов;

и начать практические занятия.

 

В. Тюшин
19 марта 2016 г.
Парапланерный клуб
Летная школа "Первый шаг"

 




Яндекс.Метрика
^Наверх