Лого клуба "Первый шаг" Парапланерный клуб "Первый шаг"
+7(916) 956-5621
Контакты | Поиск | Форум









Система Orphus





География посетителей страницы

Оценка остаточного ресурса параплана по его налету
(при покупке б/у)

Навеяно впечатлениями от проверки состояния
Денисовсокого крыла в клубе в пятницу 06 ноября 2009 г.

Обозначаем проблему

Пусть нам говорится, что налет параплана составляет 50 часов (1). Пусть уточняется, что крыло "на лебедке не тягалось" (2) и "в море не купалось" (3). Пусть в сказанном нет ни слова лукавства. Требуется оценить реальный износ параплана.

Если летать аккуратно, если не мочить крыло и не таскать его злостным образом по камням и кустам, то, помимо собственно налета, остаются два основных фактора, влияющих на износ параплана.

Число дерганий параплана на старте, связанное с хоть и небольшим, но все же протаскиванием крыла по земле.

Солнечный ультрафиолет, который жжет купол параплана не только в полете, но и на земле, когда он готовится к старту или еще не спрятан в рюкзак после приземления.

 

Рассмотрим два варианта эксплуатации параплана.

Продолжительные парящие полеты.

Учебные прыги с пригорка высотой 20-40 м.

 

Износ параплана в парящих полетах

Пилот поднимается на старт в правильную погоду. Неторопливо развертывается и улетает. Налетавшись, пилот приземляется, складывает снаряжение в рюкзак и... "На сегодня" полеты завершены.

Теперь прикинем, как все происходит с часами и карандашом в руках. Число стартов за летный день у хорошего пилота составит несколько штук: 1-2, может быть 3, если пилот не смог выпарить с первого взлета. Подготовка к полету займет не больше 15 мин. Неторопливая укладка параплана в рюкзак после приземления примерно столько же. Плюс сам полет примерной продолжительностью от 1 до 4 часов.

Подводя итог, к концу дня в среднем получится: налет 1-3 часа; стартов 1-2 шт; время, проведенное крылом на солнцепеке, оцениваем в 2,5-3,5 часа.

Приведя цифры к 1 часу условного налета, получаем максимум 1,5 часа пребывания параплана на солнце и 1-2 дерганья на старте.

 

Износ параплана на учебных прыгах

Курсант среднего уровня спортивности за день выполняет на учебном склоне высотой 20-40 м порядка 20-25 полетов продолжительностью по 30-50 сек. В сумме за день набегает 10-20 мин налета. Крыло при этом находится на солнце не меньше 5-6 часов (полеты, подъем на горку, ожидание старта).

Приведя цифры к 1 часу условного налета, получаем порядка 25-30 часов жарки крыла на солнцепеке и не менее 100 дерганий параплана на стартах.

На учебных полетах бывает всякое. В том числе случаются развешивания параплана на кустах и деревьях. Это весьма неполезно для парапланерного "здоровья", но совершенно не представляется возможным по формально заявленному налету оценить реальные потери летного ресурса, связанные с такими приземлениями.

 

Парапланерное гнездовье
 
Рис. 1. Частые посадки на кусты и деревья калечат стропы и ткань купола,
однако далеко не каждый продавец расскажет покупателю
про все нюансы эксплуатации продаваемого параплана.

 

Проверка старого параплана

Изнашивающие нагрузки на параплан в зависимости от стиля летания могут различаться в десятки раз. Объективно оценить состояние параплана лишь по заявленному продавцом общему налету не представляется возможным. Для полноценной проверки подержанного параплана необходимы его внимательный осмотр и контрольный облет специалистом.

Возникает естественный вопрос: кто должен проверить и облетать старый параплан, если курсант, обучающийся в клубе, нацелится такой приобрести? Очевидно, что не курсант, так как у него для такой работы пока еще нет достаточной квалификации. И не продавец, так как он лицо заинтересованное. Значит — инструктор.

Когда курсант, желающий сэкономить немного денег при покупке б/у параплана, обращается к своему инструктору с просьбой проверить (облетать) приобретаемое старое крыло, у инструктора такая просьба радости обычно не вызывает. С одной стороны, облетать надо, так как инструктор в ответе за безопасность курсанта, и должен быть уверен в исправности техники, на которой курсант будет учиться летать. Но есть и другая сторона медали.

Профессия летчика-испытателя в авиации рисковая, уважаемая и, кстати, весьма высоко оплачиваемая. Однако, одно дело — когда тест-пилот, с соблюдением всех мер безопасности, на большой высоте над водой испытывает экспериментальную модель, которая возможно станет завтрашним днем мирового парапланостроения, и совсем другое — когда инструктору начальной подготовки на учебном склоне на минимальной высоте над рельефом предлагается обкатать на предельных режимах старую малопонятную тряпку, чтобы на собственной шкурке проверить: можно ли курсанту на ней еще немного полетать или ее уже давно пора нести на помойку.

Всякий Труд имеет право быть оплаченным. Инструкторская работа по облету старого параплан тоже. Причем, чем крыло более потрепанное, тем облет сложнее, рискованнее и, соответственно, должен стоить дороже. Допустим новый параплан стоит 100 условных единиц денег. Если Курсант принес некую субстанцию за 1 у.е., то пусть ее облет будет ему стоить 99 у.е., чтобы человек, прежде чем толкать инструктора на сомнительное дело, задумался о правильности своих действий. Это конечно шутка, но в каждой шутке только доля шутки...

А теперь более серьезно о качестве инструкторского облета. Для выполнения полноценной проверки необходимо, чтобы инструктор не просто "умел летать на парапланах", а чтобы он хорошо знал конкретную модель аппарата и мог сравнить фактическое поведение проверяемого крыла с тем, каким оно должно быть при правильных (заводских) настройках.

Парапланов в мире наделано много и инструктор, как бы он ни был опытен, детально знать все крылья не может. Если курсант принесет инструктору незнакомый ему аппарат, то рассчитывать на его качественный облет не придется, а цена ошибок в данном вопросе — здоровье курсанта и репутация инструктора.

 

Резюме

Не экономьте на безопасности своего летного снаряжения. Летайте только на гарантированно исправной технике. Помните, что лечение вам может стоить значительно дороже экономии денег при покупке старого аппарата с сомнительной историей эксплуатации. И пожалуйста, не забывайте немецкую поговорку:

"Мы не так богаты, чтобы покупать дешевые вещи".

 

В. Тюшин
9 ноября 2009 г. — 7 июня 2022 г
Парапланерный клуб
Летная школа "Первый шаг"

 

  1. После 80-100 часов налета на парапланах положено полностью менять стропы.
  2. Износ параплана при полетах на буксировочной лебедке определяется повышенными нагрузками на купол и стропы во время затяжек параплана на высоту, и он существенно превышает износ крыла при полетах со склонов.
  3. Если, после купания в соленой морской воде, параплан недостаточно хорошо промыть в пресной воде, то кристаллизовавшаяся морская соль будет разрушать силовые нити строп и ткань купола.

 

PS:

Когда ко мне подходит курсант и с радостью сообщает, что на какой-нибудь барахолке за недорого "нашел" почти новый запасной парашют, я задаю ему вопрос.

— Ну и во сколько рублей экономии ты оценил свою Жизнь и свой последний Шанс не убиться?

Обычно этого вопроса бывает достаточно, чтобы человек задумался...

 




Яндекс.Метрика
^Наверх