Цель
Отработка техники восстановления купола параплана в случае несимметричного
подворота (НП) при полете в условиях турбулентности.
Условия
Ветер до 5 м/с, ровный, встречный. Склон от 50 до 70 метров, ровный,
открытый.
Выполнение
Выполнить взлет и перевести параплан в режим установившегося планирования.
На удалении от склона не менее 30 метров приступить к отработке
выполнения несимметричного подворота (НП).

01. Исходное положение перед
началом выполнения упражнения:
стабильный прямолинейный полет. |

02. Начало выполнения упражнения. |
Медленным движением руки вниз подвернуть
одно "ухо" параплана.

03. Передняя кромка левой
консоли подвернута. |

04. Скорость снижения параплана
резко увеличивается. |
ВНИМАНИЕ
Если движение руки, подворачивающей "ухо" параплана, будет
энергичным, то площадь сложившейся части купола может оказаться
недопустимо велика. Расправление крыла в подобной ситуации станет
для начинающего пилота трудновыполнимой задачей. На данном этапе
обучения задача исследования поведения параплана в условиях глубокого
НП не ставится. Нужна лишь имитация НП
для отработки техники восстановления купола в случае НП при полете
в условиях турбулентности.
Сразу же после подворота "уха" пилот должен компенсировать
вращение крыла перемещением в подвесной системе под "сохранившуюся"
часть купола и далее с помощью поджатия клеванты с той же стороны
купола.

05. Пилот компенсирует несимметричность
крыла переносом веса под правую консоль. |

06. Появилось скольжение
на правую консоль. |
|
|

07. Параплан продолжает
снижаться с явным скольжением. |

08. Пилот переносом веса в подвесной
системе удерживает параплан на курсе. |
Расправление подвернутой части купола осуществляется путем энергичной
прокачки. Движение прокачивающей клеванты строится от положения
клеванты, компенсирующей вращение параплана. В момент расправления
купола прокачивающая клеванта должна находиться на одном уровне
с клевантой компенсатором вращения. После расправления купола
пилот должен переместиться в центр подвесной системы и восстановить
скорость параплана плавным подъемом клевант в верхнее положение.

09. Начало расправления
сложенной консоли. |

10. Крыло почти расправилось. |
|
|

11. Завершение расправления консоли. |

12. Прямолинейный полет восстановлен.
Упражнение завершено. |
ВНИМАНИЕ
При преждевременном подъеме клевант может произойти клевок с разворотом
в сторону подвернутой части купола. Величины потери высоты в клевке
и угол разворота зависят от глубины подворота купола и типа параплана.
При подвороте купола на 40-50% площади потеря высоты в клевке может
составить 7-15 метров, а угол разворота 40-70 градусов. Клевок
гасится кратковременным энергичным поджатием клевант на время движения
купола вперед и вниз.
Задание считается выполненным, если при выполнении упражнения параплан
не изменяет направление полета и выходит из НП без клевка.
По мере отработки техники расправления купола с учетом уровня подготовленности
пилота и его психологическим состоянием постепенно увеличить глубину
подворота, но не более, чем до 50% площади купола.
В. Тюшин
Пилот: С. Пухирь
27 ноября 2014 г.
Парапланерный клуб
Летная школа "Первый шаг"
|