Лого клуба "Первый шаг" Парапланерный клуб "Первый шаг"
+7(916) 956-5621
Контакты | Поиск | Форум









Система Orphus







О летной дисциплине и обеспечении
безопасности учебных полетов

Навеяно вынужденным расставанием с курсантом ПЕ
на учебно-тренировочных сборах "Юца-2015"

Что думает курсант о своем инструкторе:
1 год — это Бог. Он научит меня летать.
2 год — это Гений. Он научил меня летать.
3 год — этот трус и перестраховщик мне
летать не дает.
Старая авиационная байка

 

Когда курсанты впервые выходят на полеты, они испытывают заметный душевный трепет перед воздушной стихией, в которую им предстоит погрузиться. Начинаются наземные практические занятия. Инструктор ставит задания. Курсанты стараются их выполнить. Поначалу все идет очень непросто. Чтобы повторить элементы управления парапланом, которые у инструктора получаются играючи, курсантам-новичкам требуется напряжение всех сил.

Постепенно ситуация улучшается и появляются первые успехи. Задания, казавшиеся вчера невыполнимыми, начинают получаться. Пусть не столь изящно, как у инструктора, но все же, на курсантский взгляд, тоже весьма недурственно.

Наконец, первые подлеты. Сначала в "лягушатнике" на минимальной высоте. Затем постепенно все выше и выше. Появляются первые настоящие полетные задания, в которых курсантам требуется не только поднять крыло параплана и слететь по прямой со склона в долину, но и выполнить ряд все более и более сложных маневров в воздухе. С каждым новым летным днем полеты становятся все интереснее.

Птенцы оперяются. Их летные навыки и уверенность в собственных силах крепнут не по дням, а по часам. Их распирает гордость и эйфория от своих честно заслуженных успехов: как же все круто, классно, красиво и, самое главное, просто (причину кажущейся простоты полетных заданий мы разберем чуть позже).

Курсанты рвутся вперед и вверх. И тут вдруг обычно подбадривавший их инструктор начинает ворчать. На казавшиеся курсанту отлично выполненные полеты в инструкторском комментарии звучат слова: "все плохо, никуда не годится, повторить еще раз". А когда свято верящий в свои безграничные таланты и жаждущий всеобщего признания и восхищения курсант, заложив в лихом развороте крен в 50-60 град (вместо указанных инструктором в полетном задании 20-30), получает неслабый нагоняй, а то и вовсе отстранение от полетов, его берет оторопь. За что!?! Он ведь может!!! У него ведь все получилось!!! Он ведь старался!!! Он ведь смог сделать даже больше, чем было сказано в задании!!! А тут такая несправедливость…

 

* * *

Обсуждая причины курсантских обид, прежде всего, обозначим три базовые позиции, от которых будут отталкиваться дальнейшие рассуждения:

обладающий большим летным опытом инструктор знает то, чего курсант еще знать не может;

удар курсантского тела о землю здоровья ему не прибавляет;

в случае падения курсанта вина инструктора отсчитывается от 90% на том простом основании, что скажи инструктор: "взлет запрещаю", и курсант был бы цел.

Ставя курсанту полетное задание, инструктор продумывает не только штатный режим полета, но и все возможные "бяки", которые в этом полете могут произойти. Помните законы сохранения (энергии, импульса, массы) из школьного курса физики? Тоже справедливо и для объема курсантского внимания или, если хотите, "мощности мозга".

Если поставить курсанту сложное задание на всю мощность мозга, не оставив запаса прочности, любая прилетевшая вдруг "бяка" может сломать курсанта, привести к его падению и травмам. Поэтому инструктор всегда оставляет запас на безопасность.

Курсант же, еще не обладая инструкторским опытом и не зная обо всех тех опасностях, которые могут встретить его в воздухе, воспринимает этот запас как простоту полетного задания, как свою гениальную способность сделать в полете гораздо больше, чем сказано инструктором.

Ситуация становится еще более опасной, если курсант начинает самостоятельно вносить в свой полет элементы, не оговаривавшиеся с инструктором на земле. В этом случае мы рискуем получить совершенно другой полет с совершенно другими "бяками". И сможет ли с ними справиться еще толком не оперившийся птенчик — большой вопрос, ответом на который будет скорее "нет", чем "да".

А если курсант упадет, кто будет виноват в его падении? Инструктор!!! Инструктор будет виноват на том простом основании, что, если курсант может не знать обо всех возможных опасностях, то инструктор о них знать обязан. Причем обязан не только знать, но и вовремя предотвращать. Это часть работы инструктора — уберечь курсанта от беды.

 

* * *

Необходимо также понимать, что любые несогласованные с инструктором маневры курсанта существенно замедляют учебный процесс.

Обучение полетам происходит по достаточно простой схеме. Инструктор, ставя курсанту задание, формирует у себя в голове идеальную модель планируемого курсантского полета. Затем инструктор сравнивает эту модель с тем, что курсант выполнил в реальности. Определяются рассогласования и их причины. Последующие полеты нацеливаются на устранение причин выявленных рассогласований, чтобы в конечном итоге курсант научился исполнять в воздухе именно то, что ему запланировал инструктор. Если же курсант творит в воздухе отсебятину, то присутствие инструктора на старте и его анализ курсантского полета теряют смысл.

Второе соображение — неофициальное. Есть у инструктора универсальный измерительный инструмент курсантского мастерства — инструкторская пятая опора. Если курсант летает надежно и безопасно, опора спокойна и инструктор, ставя очередное полетное задание, скорее всего, даст курсанту теорию полета на один-два шага вперед, чтобы облегчить ему понимание общей технологии обучения и таким образом ощутимо ускорить учебный процесс.

Но если "измерительный инструмент инструктора", глядя на курсантские выкрутасы, начинает нервничать — курсант не только ни на шаг не сдвинется по программе, но и его текущие задания будут обставляться максимально жесткими рамками ограничений, чтобы исключить возможность опасных для его же курсантского здоровья импровизаций.

 

* * *

Так как же обеспечить безопасность курсантов на учебных полетах и уберечь инструктора от проблем курсантского травматизма? Вариантов два. Или курсант в процессе учебы летает в строгом соответствии с заданиями инструктора (и инструктор несет ответственность за эти полеты), или, если действия курсанта в воздухе оказываются для инструктора труднопредсказуемы и, тем более, если курсант сознательно нарушает полетные задания, то должно последовать незамедлительное отстранение инструктором такого курсанта от полетов.

 

В. Тюшин
Рисунок: В. Романов
30 августа 2015 г.
Парапланерный клуб
Летная школа "Первый шаг"

 




Яндекс.Метрика
^Наверх