Лого клуба "Первый шаг" Парапланерный клуб "Первый шаг"
+7(916) 956-5621
Контакты | Поиск | Форум









Система Orphus





География посетителей страницы

Маневр в третьем измерении

Когда у меня появился парамотор, интерес к безмоторному полету на некоторое время пропал напрочь. А как же свободный полет и романтика поиска восходящих потоков?

Свободный полет на безмоторном параплане? Нет, ребята. Безмоторник накрепко привязан к горкам, буксировочным лебедкам и восходящим потокам воздуха без которых параплан может катиться по небу лишь сверху вниз как санки с горы. По-настоящему свободный полет, реализующий фразу: "куда хочу — туда и лечу", возможен только с мотором.

Самое лучшее время для полетов на парамоторе — летние вечера. На улице тепло и при этом уже не жарко. Болтанка в воздухе, связанная с термическими пузырями, стихла, а до темноты еще далеко. Полной заправки в 10 литров бензина вполне достаточно на 2.5-3.0 часа полета. При воздушной скорости 40-45 км/ч радиус действия парамотора в тихую погоду получается весьма приличный. И это при том, что все необходимое снаряжение весит около 30 кг и запросто помещается в багажник легкового автомобиля.

 

Парамоторная установка. Вид крупным планом.
 
Парамоторная установка. Вид крупным планом.

 

Неторопливо развертываю парамотор, заправляю полный бак топлива и готовлюсь к экскурсии над родными полями. Установка проверена. Координаты точки старта, для облегчения возвращения, в GPS вбиты. Двигатель прогрет и опробован. Пилот к взлету готов.

Подъем крыла. 10-15 метров разбега и я в воздухе. Набираю 200 м высоты, осматриваюсь. В воздухе "молоко". Парамотор буквально плывет над полем. Двигатель работает ровно. Разворачиваюсь, делаю проход над площадкой и засекаю время старта.

Обычно в экскурсионных полетах маршруты строятся против ветра, чтобы по выработке половины бака пилоту, при возвращении на базу по ветру, гарантированно хватало бы топлива. Лечу против ветра и, постепенно набирая высоту, проверяю изменение ветра по высоте. Если у земли почти штиль и моя скорость около 40 км/ч, то на 150 м она уже 30 км/ч, а на 500 м всего 7 км/ч. Верховой ветер вечером дует так же как дул днем, но у земли, в отсутствии термического перемешивания, воздух тормозится.

Этот эффект можно и нужно использовать. В направлении "от базы" (против ветра) я полечу, стелясь вдоль земли, со скоростью 35-40 км/ч. Возвращаться же буду на высоте. Тогда попутный ветер понесет меня назад со скоростью почти 80 км/ч. Фактическая погода уточнена. Теперь в добрый путь.

Двигатель в малый газ. Плавно снижаюсь. Впереди река. Отлично. Можно пройтись вдоль русла. Внизу на пойменном лугу уже начала образовываться пленка тумана. Опускаюсь до нее. Ноги уходят в туман. Голова остается сверху. Скорость становится зрительно ощутимой. Плавный разворот и наблюдаю буруны на поверхности тумана, поднятые винтом парамотора. Впечатления сказочные. Только не расслабляться. Земля проносится внизу в считанных метрах. Одна ошибка и...

Немного приподнимаюсь и пересекаю русло реки. Народ по берегам шашлыки жарит. В ответ на приветствия с земли делаю плавный круг и машу рукой. Вдруг резкий щелчок по шлему. Какому-то жуку не повезло. При встрече со шлемом у жука не было шансов. Одновременно думаю: "как хорошо, что он попал мне в шлем, а не в глаз" и, чтобы более не испытывать судьбу, быстро ухожу на высоту.

Заметка в копилочку летного опыта. Хорошие очки для парамоториста — не модный аксессуар, а средство обеспечения безопасности глаз при полетах на малой высоте.

 

Малых высот достаточно. Набираю 150 м и продолжаю полет. 15-20 минут ничего интересного не происходит. Лечу вдоль реки, фотографирую закатные пейзажи. В воздухе тихо, спокойно. Красота! Вдруг вижу, по грунтовой дорожке в сторону реки едет джип. В общем-то все понятно. Кто-то собирается культурно отдохнуть. Дай, думаю, поприветствую почтеннейшую публику. Тем более что долгий и спокойный прямолинейный полет стал надоедать.

Делаю круг, захожу сзади и спускаюсь пониже. Джип ползет очень неторопливо. Это неудивительно — машина дорогая, а дорога вся в кочках и ямах. Моя же скорость 45 км/ч от кочек на дороге не зависит. Догоняю и делаю проход мимо джипа на высоте менее метра. Вдруг слышу сзади рев мотора. Оглядываюсь. Широкими прыжками, перепрыгивая с кочки на кочку, джип понесся меня догонять. Ну да, куда мне с мощностью парамоторного двигателя Solo-210 в 15 лошадок против его нескольких сотен. Одного джипарь не учел. Он может перемещаться только в плоскости поля, а у меня в запасе есть третье измерение — высота. Когда джипу до парамотора оставалось всего несколько метров, я дал чуток газу и с разворотом ушел вверх.

Смешные они — эти джипари. Как собачки. Есть "дичь" перед носом — несутся вперед, не разбирая дороги. Исчезла дичь — успокаиваются. Дичь-парамотор спереди исчезла — джип сбавил скорость и снова тихонько пополз по грунтовке. Я же в это время, завершая круг, заходил сзади на второй проход.

Сцена повторяется. Прохожу мимо джипа на предельно малой высоте. В следующее мгновение мотор джипа взрыкивает и он снова широкими прыжками несется вдогон. Почти догоняет и опять парамотор с разворотом уходит на высоту.

На моем третьем проходе джип сначала бросается вперед, но затем вдруг сбавляет ход и останавливается. Из джипа выходят люди. Два модных юноши лезут под машину, девушки встают рядом.

Спуститься вниз поинтересоваться, что там случилось, честно говоря, желания не было. Тем более что пассажиры были целы, а детали состояния джиперного железа меня не интересовали. Поэтому я спокойно полетел дальше... Когда, примерно через час, возвращался домой, с высоты 500 м наблюдал стоящий на поле джип и рядом с ним машину-эвакуатор.

Чувствую ли свою вину за поломавшийся джип? Пожалуй, нет. Я ведь только мимо пролетел. Причем сбоку и на безопасной дистанции. А решение поиграть в догонялки с аппаратом, имеющим возможность маневра в третьем измерении, джипари приняли самостоятельно.

 

В. Тюшин
Московская область
1999 г.

 




Яндекс.Метрика
^Наверх