Лого клуба "Первый шаг" Парапланерный клуб "Первый шаг"
+7(916) 956-5621
Контакты | Поиск | Форум









Система Orphus







Три подхода к обучению полетам

Время от времени в клубах СЛА возникают дискуссии о методиках обучения полетам. Обсуждаются техники отработки отдельных упражнений, способы обеспечения безопасности полетов. Но это все частности. Предлагается взглянуть на систему обучения начинающих пилотов в целом. А точнее на методологию подхода к построению учебных программ и организации учебного процесса.

Армейский подход

Отличительной особенностью армейской учебы является ощутимо большая заинтересованность в результатах обучения у "учителей-командиров", чем у их "бойцов-учеников". Наиболее яркое подтверждение этому — хорошо известная поговорка: "солдат спит — служба идет". Но командирам, тем не менее, своих "спящих" бойцов обучить нужно. Причем обучить нужно хорошо: чтобы они и задачу боевую смогли выполнить, и сами бы при этом по возможности не поубивались.

Единственное чем можно компенсировать отсутствие у обучаемых бойцов интереса к учебе — это властными полномочиями учителей-командиров. В этой ситуации учеба из творческого процесса часто превращается в беспощадную дрессировку командирами своих подчиненных в самом прямом смысле этого слова. Наиболее ярко процесс этот нашел отражение в другой поговорке: "Солдат должен бояться своего сержанта больше, чем врага". Подход жесткий, но он имеет право на жизнь, так как, несмотря на все психологические издержки, он работает, а придумать что-либо иное, более мягкое и при этом достаточно эффективное в условиях тех реалий, которые есть, затруднительно.

Коммерческий подход

Вообще-то нормальная учеба — это Труд. Причем труд не только педагога, но и ученика. Как бы ни была любима физика ученику физмат школы, но на уроках физики ему приходилось пахать вполне по взрослому. Впрочем, "лирикам" тоже есть что вспомнить. Хотя я и не заканчивал филологический ВУЗ, но полагаю, что там проскочить "на дурачка" на занятиях по литературе тоже вряд ли у кого получалось.

Однако большая доля людей, приходящих учиться летать, совершенно не склонна напрягаться. Люди уже отпахали свое в течение рабочей недели на производстве, в офисах или магазинах. В выходные им хочется отдохнуть, расслабиться, наконец, просто потуситься в приятной компании и… Одновременно с этим, по возможности не сильно напрягаясь, воспарить под небеса.

Что делать инструктору? Как можно и в небо такого человека поднять, и безопасность обеспечить? Задача противоречивая, но решение есть. Называется это решение — репетиторство.

Давайте вспомним школу и на ее примере уточним, в чем заключается принципиальное отличие между Репетитором и Учителем. Учитель учит ученика предмету. Учит, возможно, более полно. Перед репетитором такая задача не стоит. Он не учит предмету. Он НАТАСКИВАЕТ. Натаскивает конкретного ученика на конкретный экзамен в конкретный ВУЗ.

То же самое наблюдается и в летных делах. Инструктор-репетитор не тратит время на разбор с учеником всех тонкостей и нюансов. Он дает только то, что требуется для полета в конкретном месте и в конкретных условиях, на которые натаскивается ученик. Такой подход позволяет не загружать ученика как бы "лишними" знаниями и умениями. Такой подход существеннейшим образом облегчает и ускоряет учебный процесс. В результате ученик очень быстро начинает летать вроде как самостоятельно и это его, безусловно, радует.

Но есть другая сторона медали. Натасканный таким образом человек, искренне считая, что все знает и умеет, оказывается беспомощен, если попадет в ситуацию хотя бы немного отличающуюся от той, на которую его натаскали. Не могу в связи с этим не вспомнить старую японскую поговорку: "Если дать человеку рыбу, он будет сыт один день. Если научить человека ловить рыбу, он будет сыт всю жизнь".

ДОСААФ-овский подход

ДОСААФ-овский подход к обучению схож с армейским в том, что инструктор наделяется диктаторскими полномочиями. Но есть и отличие. Оно заключается в заинтересованности курсантов. Эта заинтересованность позволяет инструктору в максимальной степени эксплуатировать курсантский энтузиазм. Полеты перестают быть тусованием. Выход на полеты становится для курсантов нормальной спортивной тренировкой с полной нагрузкой. Это позволяет инструктору вести занятия с максимальной интенсивностью и получать на выходе пилотов, весьма неплохо подготовленных к полетам в самых разных условиях.

Но здесь тоже не все просто. Не все пришедшие учиться курсанты выдерживают спортивный темп тренировок и высокие нагрузки. Часть людей уходит. Наверное, для инструктора это плохо — терять учеников. Но, с другой стороны, может быть все же будет к лучшему, если люди, к летанию мало приспособленные, останутся на земле и найдут себе какое-нибудь другое, менее экстремальное увлечение?

Выводы и итоги

Выводы? Вероятно, читатель ожидает увидеть здесь итоговое резюме с ответом на вопрос, так какой же подход самый правильный.

А выводов не будет. И резюме итогового тоже не будет. Будет предложение пилотам и курсантам, дочитавшим статью до конца, самим оценить по какой схеме они обучались или обучаются, чему научились или чему учатся и, наконец, по какой схеме они посоветовали бы учиться тем, кто только собирается начинать осваивать пятый океан.

 

В. Тюшин
22 сентября 2008 г.
Парапланерный клуб
Летная школа "Первый шаг"

 




Яндекс.Метрика
^Наверх