Лого клуба "Первый шаг" Парапланерный клуб "Первый шаг"
+7(916) 956-5621
Контакты | Поиск | Форум









Система Orphus





География посетителей страницы

Три подхода к обучению полетам

Время от времени в клубах СЛА возникают дискуссии о методиках обучения полетам. Обсуждаются техники отработки отдельных упражнений, способы обеспечения безопасности полетов. Но это все частности. Предлагается взглянуть на систему обучения начинающих пилотов в целом. А точнее на методологию подхода к построению учебных программ и организации учебного процесса. Можно отметить три схемы обучения:

Армейский подход;

Коммерческий подход;

ДОСААФ-овский подход.

 

Армейский подход

Отличительной особенностью армейской учебы является ощутимо большая заинтересованность в результатах обучения у "учителей-командиров", чем у их "учеников-бойцов". Наиболее яркое подтверждение этому — хорошо известная поговорка: "солдат спит — служба идет". Но командирам, тем не менее, своих "спящих" бойцов обучить нужно. Причем обучить нужно хорошо: чтобы они и задачу боевую смогли выполнить, и сами бы при этом по возможности не поубивались.

Единственное чем можно компенсировать отсутствие у обучаемых бойцов интереса к учебе — это властными полномочиями учителей-командиров. В этой ситуации учеба из творческого процесса часто превращается в беспощадную дрессировку командирами своих подчиненных. Наиболее ярко процесс этот нашел отражение в другой поговорке: "Солдат должен бояться своего сержанта больше, чем врага". Подход жесткий, но он имеет право на жизнь, так как, несмотря на все психологические издержки, он работает, а придумать что-либо более мягкое и при этом достаточно эффективное затруднительно.

 

Коммерческий подход

Вообще-то нормальная учеба — это Труд. Причем труд не только педагога, но и ученика. Как бы ни была любима физика ученику физмат школы, но на уроках физики ему приходилось пахать вполне по-взрослому. Впрочем, думаю "лирикам" тоже есть что вспомнить. Хотя я не заканчивал филологический ВУЗ, полагаю, что там проскочить "на дурачка" на занятиях по литературе тоже вряд ли у кого получалось.

Однако большая доля людей, приходящих учиться летать на параплане, совершенно не склонна напрягаться. Многие воспринимают обучение не как работу, требующую концентрации всех сил, а как некую "услугу", оказываемую им инструктором. Люди уже отпахали свое в течение рабочей недели на производстве, в офисах или магазинах. В выходные им хочется отдохнуть, расслабиться, наконец, просто потуситься в приятной компании и... Одновременно с этим, по возможности не сильно напрягаясь, почувствовать себя "крутыми пилотами", воспарив под небеса.

Что делать инструктору? Как можно и в небо такого человека поднять, и безопасность более-менее обеспечить? Задача противоречивая, но решение есть. Называется это решение — репетиторство.

Давайте вспомним школу и на ее примере уточним, в чем заключается принципиальное отличие между Репетитором и Учителем. Учитель учит ученика предмету. Учит, возможно, более полно. Перед репетитором такая задача не стоит. Он не учит предмету. Он НАТАСКИВАЕТ! Натаскивает конкретного ученика на конкретный экзамен в конкретный ВУЗ.

То же самое наблюдается в летных делах. Инструктор-репетитор не тратит время на разбор с учеником всех тонкостей и нюансов. Он дает только то, что требуется для полета в конкретном месте и в конкретных условиях, на которые натаскивается ученик. Такой подход позволяет не загружать ученика как бы "лишними" знаниями и умениями. Такой подход существеннейшим образом облегчает и ускоряет учебный процесс. В результате ученик очень быстро начинает летать вроде как самостоятельно и это его, безусловно, радует.

Но есть другая сторона медали. Натасканный таким образом человек, искренне считая, что все знает и умеет, оказывается абсолютно беспомощен, если попадает в ситуацию хотя бы немного отличающуюся от той, на которую его натаскали.

 

ДОСААФ-овский подход

ДОСААФ-овский подход к обучению схож с армейским в том, что инструктор наделяется диктаторскими полномочиями. Но есть и отличие. Оно заключается в заинтересованности курсантов. Эта заинтересованность позволяет инструктору в максимальной степени эксплуатировать курсантский энтузиазм. Полеты перестают быть тусованием. Выход на полеты становится для курсантов нормальной спортивной тренировкой с полной нагрузкой. Это позволяет инструктору вести занятия с максимальной интенсивностью и получать на выходе пилотов, весьма неплохо подготовленных к полетам в самых разных условиях.

Но здесь тоже не все просто. Не все пришедшие учиться курсанты выдерживают спортивный темп тренировок и высокие нагрузки. Часть людей уходит. Наверное, для инструктора это плохо — терять учеников. Но, с другой стороны, может быть все же будет к лучшему, если люди, к летанию мало приспособленные, останутся на земле и найдут себе какое-нибудь другое, менее экстремальное увлечение?

 

Выводы и итоги

Выводы и итоги? Вероятно, читатель ожидает увидеть здесь итоговое резюме с ответом на вопрос: какой же подход самый правильный.

А выводов не будет. И резюме итогового тоже не будет. Будет предложение пилотам и курсантам, дочитавшим статью до конца, самим оценить по какой схеме они обучались или обучаются, чему научились или чему учатся и по какой схеме они посоветовали бы учиться тем, кто только собирается начинать осваивать пятый океан. Не забывая при этом, что если "вдруг" в полете на большой высоте обнаружится, что пилот чего-то не знает или не умеет, то цена незнаниям и неумениям в авиации — здоровье пилота, а иногда Жизнь.

 

В. Тюшин
22 сентября 2008 г. — 09 марта 2023 г.
Парапланерный клуб
Летная школа "Первый шаг"

 




Яндекс.Метрика
^Наверх