Три подхода к обучению полетам
Время от времени в клубах СЛА возникают дискуссии о методиках
обучения полетам. Обсуждаются техники отработки отдельных упражнений,
способы обеспечения безопасности полетов. Но это все частности.
Предлагается взглянуть на систему обучения начинающих пилотов в целом.
А точнее на методологию подхода к построению учебных программ и
организации учебного процесса. Можно отметить три схемы обучения:
Армейский подход;
Коммерческий подход;
ДОСААФ-овский подход.
Армейский подход
Отличительной особенностью армейской учебы является ощутимо большая
заинтересованность в результатах обучения у "учителей-командиров",
чем у их "учеников-бойцов". Наиболее яркое подтверждение
этому хорошо известная поговорка: "солдат спит
служба идет". Но командирам, тем не менее, своих "спящих"
бойцов обучить нужно. Причем обучить нужно хорошо: чтобы они и задачу
боевую смогли выполнить, и сами бы при этом по возможности не поубивались.
Единственное чем можно компенсировать отсутствие у обучаемых бойцов
интереса к учебе это властными полномочиями учителей-командиров.
В этой ситуации учеба из творческого процесса часто превращается
в беспощадную дрессировку командирами своих подчиненных. Наиболее ярко
процесс этот нашел отражение в другой поговорке: "Солдат должен
бояться своего сержанта больше, чем врага". Подход жесткий, но он
имеет право на жизнь, так как, несмотря на все психологические издержки,
он работает, а придумать что-либо более мягкое и при этом достаточно
эффективное затруднительно.
Коммерческий подход
Вообще-то нормальная учеба это Труд. Причем труд не только
педагога, но и ученика. Как бы ни была любима физика ученику физмат школы,
но на уроках физики ему приходилось пахать вполне по-взрослому. Впрочем,
думаю "лирикам" тоже есть что вспомнить. Хотя я не заканчивал
филологический ВУЗ, полагаю, что там проскочить "на дурачка"
на занятиях по литературе тоже вряд ли у кого получалось.
Однако большая доля людей, приходящих учиться летать на параплане,
совершенно не склонна напрягаться. Многие воспринимают обучение не как работу,
требующую концентрации всех сил, а как некую "услугу", оказываемую
им инструктором. Люди уже отпахали свое в течение рабочей недели на
производстве, в офисах или магазинах. В выходные им хочется отдохнуть,
расслабиться, наконец, просто потуситься в приятной компании и...
Одновременно с этим, по возможности не сильно напрягаясь, почувствовать
себя "крутыми пилотами", воспарив под небеса.
Что делать инструктору? Как можно и в небо такого человека поднять,
и безопасность более-менее обеспечить? Задача противоречивая, но решение
есть. Называется это решение репетиторство.
Давайте вспомним школу и на ее примере уточним, в чем заключается
принципиальное отличие между Репетитором и Учителем. Учитель учит ученика
предмету. Учит, возможно, более полно. Перед репетитором такая задача не
стоит. Он не учит предмету. Он НАТАСКИВАЕТ!
Натаскивает конкретного ученика на конкретный экзамен в конкретный
ВУЗ.
То же самое наблюдается в летных делах. Инструктор-репетитор не тратит
время на разбор с учеником всех тонкостей и нюансов. Он дает только то,
что требуется для полета в конкретном месте и в конкретных условиях, на
которые натаскивается ученик. Такой подход позволяет не загружать
ученика как бы "лишними" знаниями и умениями. Такой подход
существеннейшим образом облегчает и ускоряет учебный процесс. В
результате ученик очень быстро начинает летать вроде как самостоятельно
и это его, безусловно, радует.
Но есть другая сторона медали. Натасканный таким образом человек,
искренне считая, что все знает и умеет, оказывается абсолютно беспомощен,
если попадает в ситуацию хотя бы немного отличающуюся от той, на
которую его натаскали.
ДОСААФ-овский подход
ДОСААФ-овский подход к обучению схож с армейским в том, что инструктор
наделяется диктаторскими полномочиями. Но есть и отличие. Оно заключается
в заинтересованности курсантов. Эта заинтересованность позволяет
инструктору в максимальной степени эксплуатировать курсантский энтузиазм.
Полеты перестают быть тусованием. Выход на полеты становится для курсантов
нормальной спортивной тренировкой с полной нагрузкой. Это позволяет
инструктору вести занятия с максимальной интенсивностью и получать на
выходе пилотов, весьма неплохо подготовленных к полетам в самых разных
условиях.
Но здесь тоже не все просто. Не все пришедшие учиться курсанты
выдерживают спортивный темп тренировок и высокие нагрузки. Часть людей
уходит. Наверное, для инструктора это плохо терять учеников. Но,
с другой стороны, может быть все же будет к лучшему, если люди, к
летанию мало приспособленные, останутся на земле и найдут себе
какое-нибудь другое, менее экстремальное увлечение?
Выводы и итоги
Выводы и итоги? Вероятно, читатель ожидает увидеть здесь итоговое резюме
с ответом на вопрос: какой же подход самый правильный.
А выводов не будет. И резюме итогового тоже не будет. Будет предложение
пилотам и курсантам, дочитавшим статью до конца, самим оценить по какой
схеме они обучались или обучаются, чему научились или чему учатся и по
какой схеме они посоветовали бы учиться тем, кто только
собирается начинать осваивать пятый океан. Не забывая при этом, что если
"вдруг" в полете на большой высоте обнаружится, что пилот
чего-то не знает или не умеет, то цена
незнаниям и неумениям в авиации здоровье пилота, а иногда
Жизнь.
В. Тюшин
22 сентября 2008 г. 09 марта 2023 г.
Парапланерный клуб
Летная школа "Первый шаг"
|