Джойстик
Наступило лето и клуб "Первый шаг" традиционно поехал
под Пятигорск на гору Юца.
Юца великолепное место для проведения учебных полетов на
парапланах. Здесь будет интересно и полезно летать пилотам любой
квалификации. Ничего еще не умеете и нужно научиться поднимать
крыло? В распоряжении курсантов широкое выкошенное поле местного
аэродрома. Для планирующих полетов имеются покрытые мягкой травой
склоны с перепадами высот от 15-20 до 250 м.
Возможности для обучения парению в динамических потоках выше всяких
похвал. Особенно вечером, когда термическая активность стихает и
господствующий здесь юго-восточный ветер создает ровный и стабильный
поток (Юцкое "молоко"), позволяющий уверенно летать на
высоте в 300 м над долиной.
Пилотам, осваивающим маршрутные полеты в термических потоках, Юца
даст достаточно высоты, чтобы зацепиться за термик, а бескрайняя
степь и сеть дорог обеспечат безопасное приземление в любой точке
маршрута и беспроблемное возвращение в лагерь.
Очередной Юцкий день порадовал нас ярким солнышком и почти полным
отсутствием ветра. Занимаемся посадкой в цель.
"Посадка в цель" упражнение комплексное. Здесь и
четкий старт, и маневры в воздухе, и точное удержание параплана на
предпосадочной прямой. Для курсантов серьезная работа. Для
инструктора сплошной отдых. Надежно стартовать курсанты уже
давно научились на этапе простых слетов. Поворачивать и заходить
на посадку против ветра тоже. Садиться пока получается лишь
с точностью "до поля", но это не критично, так как
учебная площадка достаточно широка и прощает промахи. А что
курсанты мимо цели мажут, так на то у инструктора припасено четыре
ценных указания.
Посадка должна быть м¤гкой.
Увидел, что промахиваешься промахивайся. Попытка приземления
"любой ценой" заявка на поездку к травматологу.
Промах мимо цели всего лишь ошибка в расчете, которую можно
будет исправить в следующем полете.
Не крутись над точкой.
Выходить на предпосадочную прямую нужно заранее, чтобы был запас
высоты и времени на исправление ошибок в расчете на посадку.
Недолет.
Ну что же ты так далеко зашел. Надо поближе.
Перелет.
Ну что же ты теперь так близко зашел. Надо подальше.
Сижу в тени под кустиком. Потягиваю минеральную водичку. Наблюдаю
курсантские прыги. Периодически выдаю ценные указания. Красота.
Вдруг замечаю, что какой-то параплан зацепился за термический поток
и начал набирать высоту... Все бы ничего, но я знаю этот параплан и
видел в полете пару дней назад курсанта им управляющего. Зрелище
было, мягко говоря, безрадостное. А тут вдруг такой успех. Я
восхищен и заинтригован. Оглядываюсь. Вижу, невдалеке стоит
инструктор этого курсанта. Подхожу.
О, супер. Как все отлично у парня получается!
Инструктор смотрит на меня. Улыбается, показывает радиостанцию в
руке и отвечает.
Джойстик-то вот.
Джойстики бывают разные. Хороший джойстик
должен иметь выходную мощность не менее 5 Вт.
Рука Мастера, сжимающая рацию, крепка и нюх на термики работает
нормально. Однако остаются вопросы для раздумий.
Кто летал над Юцким аэродромом?
Что делать тому, кто в воздухе, если ВДРУГ нештатная
ситуация, а джойстик сломался (батарейка села, проводок порвался,
да мало ли что...)?
В. Тюшин
Юца, Ставропольский край
17.12.2008 05.04.2022
|