Лого клуба "Первый шаг" Парапланерный клуб "Первый шаг"
+7(916) 956-5621
Контакты | Поиск | Форум









Система Orphus





География посетителей страницы

Слетать за мёдом

Что делает, прежде всего, начинающий пилот, приехав на Юцу? Ставит палатку? Кто-то, может быть, и ставит, но я сразу побежал на склон. Палатку можно вечером поставить, когда погода кончится, а сейчас — скорее достать параплан и наверх...

На вершине Юцы дует умеренный западный ветер. Параплан разложен и проверен. Старт свободен. Взлет! Динамический поток подхватывает мой Гранд и поднимает нас на 20-30 м над вершиной. Здесь нужно отметить, что летать на западном склоне Юцы следует с определенной осторожностью. В 50-ти метрах под стартом начинается лес. Поэтому, чтобы не свить гнездо на местных дубах, соображать нужно быстро и, в случае стихания ветра, или успеть приземлиться на вершину пока высота позволяет это сделать, или уходить вниз к аэродрому, но тогда придется очень долго карабкаться наверх. Впрочем, пока все хорошо. Ветер стабильный и Гранд держится в воздухе уверенно. Летаем.

Погода потихоньку усиливается. Начинает появляться первая термическая болтанка. Пузыри еще слабые, но ведь и время — только начало дня. Тем не менее, над стартом получается периодически набирать до 100-150 м. и, пользуясь запасом высоты, уходить вперед от склона почти до поселка.

Наконец приходит большой долгожданный пых. Его отлично видно по бодро зашевелившимся веткам деревьев на склоне. Поток немного в стороне, но это не страшно — успею. Выдавливаю акселератор и вперед. Ранее набранная высота быстро тает, но зато скорость дает шанс на успех. Прихожу как раз в голову потока. Мгновенно закручиваю спираль и вот уже вариометр весело посвистывает, отмечая набор высоты со скоростью чуть больше 2 м/с. Неплохо для первого взлета в первый день выезда.

Поток сносится за гору и на высоте около 600 м над вершиной Юцы разваливается. Снос по ветру довольно большой и вернуться к склону никаких шансов. Значит вперед на маршрут и поиск следующих потоков. Получится найти еще что-нибудь или нет — не знаю, но хочется быть оптимистом.

Лечу по ветру. Внимательно слежу показаниями вариометра. На приборе стабильные -2 м/с и стрелка не делает никаких попыток подняться хотя бы до ноликов. Видимо рано я от Юцы оторвался. Долина еще не прогрелась. Остается надежда на сады за долиной. Может быть, там получится за что-то зацепиться.

Подлетаю к садам. Высота около 400 м над рельефом. Минуса на приборе уменьшаются почти до ноликов, но все равно остаются минусами. Хожу над садами широкими кругами. Пытаюсь найти хоть маленький плюсик. Увы, ничего нет и пора выбирать место для приземления.

Вижу, за садами пристроилась передвижная пасека. Грузовик, пчелиные ульи, палатка и легковая машина. Мне все равно где садиться, но рядом с людьми приятнее. В момент принятия этого решения я еще не представлял себе его последствий, но обо всем по порядку.

 

Вот в таких передвижных фургончиках пчелки живут и волею пасечника кочуют по полям.
 
Вот в таких передвижных фургончиках пчелки живут и волею пасечника кочуют по полям.

 

Захожу на посадку. Рассчитываю траекторию так, чтобы сесть поближе к пасеке. Лучше бы я этого не делал. Термик, который мне так хотелось найти в полете, сам нашел меня на предпосадочной прямой и с высоты в 15-20 м швырнул параплан прямо на пчелиные ульи. До сих пор удивляюсь, как я сумел отвернуть от пчел. Если бы снес пару ульев — это была бы уже совсем другая история...

Урок в копилочку летного опыта. Даже если упражнение "посадка в цель" на учебных полетах отработано нормально, по завершении высотного маршрутного полета посадочную площадку следует выбирать по возможности шире и препятствий около нее (людей, деревьев и особенно пчелиных ульев) должно быть по возможности меньше.

 

Ну да ладно. Нормально отработанный тренаж падений существенно повышает безопасность жесткого приземления. Экипаж жив, матчасть исправна — значит, полет прошел успешно. Поднимаюсь, отряхиваюсь, оглядываюсь. Из-под навеса выходит пасечник. Начинаем общаться.

— Здравствуйте.

— Здравствуйте.

— Летал, летал и вот к вам прилетел. Почти как пчёлка.

— Слушай, пчелка, ты прямо в улей залететь хотел?

— Нее. Извините. Я хотел рядом. Просто так получилось...

— Ладно, бывает. Заходи, пчёлка. Посиди, отдохни, чайку попей.

Кавказское гостеприимство — это серьезно и надолго.

Организм пилота на полетах очень быстро теряет влагу. Опытные пилоты-маршрутники не зря берут с собой в полет питьевые системы. Но я не был опытным пилотом. Да и сам полет получился спонтанным. Воды с собой не было. Пить хотелось сильно. Когда пасечник поставил передо мной кружку чая, я ее проглотил одним длинным глотком. За первой кружкой, не задерживаясь, пошла вторая. Затем третья.

Когда жажда была утолена, потекла неторопливая беседа. Мы сидели в тени под навесом. Рядом жужжали пчелки. Мы пили травяной чай, заедая его вкуснейшим мёдом. Я рассказывал пасечнику о парапланах. Он мне о пчёлах. Оказывается, это очень непростое дело — ухаживать за пчёлами. И от холода их надо защищать, и от жары, и место правильное выбрать, куда пасеку поставить.

Не хотелось уходить, но пора было собираться. И тут возникло чувство некоторого душевного дискомфорта. Пришел я на пасеку. Принял меня пасечник как дорогого гостя. Чаем напоил. Мёдом угостил. И что сейчас? Просто так встану и уйду? Неправильно это будет. Надо что-нибудь в благодарность оставить... Мёду надо купить! Тогда и денежек немного на пасеке останется, и я в парапланерный лагерь не с пустыми руками вернусь.

Спрашиваю про мёд. Конечно, мёд есть. Откуда-то появляется стеклянная литровая банка, и из огромного бидона она тотчас наполняется золотистым медом. Эта ответственная процедура сопровождается подробным рассказом, какие мёда бывают, как их правильно хранить и есть. Про себя же думаю, что до длительного хранения меда, в парапланерном лагере дело, скорее всего, не дойдет.

Банка наполнена и аккуратно обложена травой, чтобы не разбилась по дороге. Можно выдвигаться к лагерю. И тут в душе пасечника видимо тоже шевельнулось чувство некоторого дискомфорта. Пришел к нему на пасеку гость. Гость не просто так посидел. Он и мёд похвалил, и денежку оставил. И что же дальше? Топай, гость, откуда пришел по полям и по жаре?.. А у пасечника машина есть. И до лагеря парапланерного, если конечно не пешком, не так уж далеко.

— Назад-то как добираться будешь?

— Как в песенке туристической: "а судьба рюкзак на плечи и паа-шёл...".

Отвечаю, а глаза сами собой с надеждой на машину пасечника поглядывают. Пасечник видит направление взгляда и...

— По дневной жаре тебе не меньше часа топать. Садись в машину. Довезу.

В маршрутных полетах неотъемлемая часть приключения — это возвращение в лагерь. Уходя с термиком на маршрут, пилот никогда не может с точностью сказать где сядет и как потом будет возвращаться. Хорошо, когда рядом друзья, и кто-то готов поехать на подбор. Но часто бывает, что друзья тоже разлетелись и выбираться надо самостоятельно. В этом полете мне повезло. Приняв мудрое решение сесть к пасеке, я не только познакомился с хорошим человеком, шикарно передохнул после полета, но и возвращение в лагерь как-то само собой организовалось.

В тот выезд на Юцу конечно были и другие полеты. Многие получились и выше, и дальше, и красивее. Но больше всего запомнился этот первый взлет в первый Юцкий день. Наверное, потому что мёд был вкусный. А привезенную баночку мы действительно уговорили за чаем в первый же вечер. Всем понравилось.

 

В. Тюшин
Юца, Ставропольский край
1997 г.

 




Яндекс.Метрика
^Наверх