Слетать за мёдом
Что делает, прежде всего, начинающий пилот, приехав на Юцу? Ставит
палатку? Кто-то, может быть, и ставит, но я сразу побежал на склон.
Палатку можно вечером поставить, когда погода кончится, а сейчас
скорее достать параплан и наверх...
На вершине Юцы дует умеренный западный ветер. Параплан разложен
и проверен. Старт свободен. Взлет! Динамический поток подхватывает
мой Гранд и поднимает нас на 20-30 м над вершиной. Здесь нужно
отметить, что летать на западном склоне Юцы следует с определенной
осторожностью. В 50-ти метрах под стартом начинается лес. Поэтому,
чтобы не свить гнездо на местных дубах, соображать нужно быстро и,
в случае стихания ветра, или успеть приземлиться на вершину пока
высота позволяет это сделать, или уходить вниз к аэродрому, но тогда
придется очень долго карабкаться наверх. Впрочем, пока все хорошо.
Ветер стабильный и Гранд держится в воздухе уверенно. Летаем.
Погода потихоньку усиливается. Начинает появляться первая термическая
болтанка. Пузыри еще слабые, но ведь и время только начало
дня. Тем не менее, над стартом получается периодически набирать
до 100-150 м. и, пользуясь запасом высоты, уходить вперед от
склона почти до поселка.
Наконец приходит большой долгожданный пых. Его отлично видно по
бодро зашевелившимся веткам деревьев на склоне. Поток немного в
стороне, но это не страшно успею. Выдавливаю акселератор
и вперед. Ранее набранная высота быстро тает, но зато скорость дает
шанс на успех. Прихожу как раз в голову потока. Мгновенно закручиваю
спираль и вот уже вариометр весело посвистывает, отмечая набор высоты
со скоростью чуть больше 2 м/с. Неплохо для первого взлета в первый
день выезда.
Поток сносится за гору и на высоте около 600 м над вершиной Юцы
разваливается. Снос по ветру довольно большой и вернуться к склону
никаких шансов. Значит вперед на маршрут и поиск следующих потоков.
Получится найти еще что-нибудь или нет не знаю, но хочется
быть оптимистом.
Лечу по ветру. Внимательно слежу показаниями вариометра. На приборе
стабильные -2 м/с и стрелка не делает никаких попыток подняться
хотя бы до ноликов. Видимо рано я от Юцы оторвался. Долина еще не
прогрелась. Остается надежда на сады за долиной. Может быть, там
получится за что-то зацепиться.
Подлетаю к садам. Высота около 400 м над рельефом. Минуса на приборе
уменьшаются почти до ноликов, но все равно остаются минусами. Хожу
над садами широкими кругами. Пытаюсь найти хоть маленький плюсик.
Увы, ничего нет и пора выбирать место для приземления.
Вижу, за садами пристроилась передвижная пасека. Грузовик, пчелиные
ульи, палатка и легковая машина. Мне все равно где садиться, но
рядом с людьми приятнее. В момент принятия этого решения я еще не
представлял себе его последствий, но обо всем по порядку.
Вот в таких передвижных фургончиках пчелки живут и волею пасечника кочуют по полям.
Захожу на посадку. Рассчитываю траекторию так, чтобы сесть поближе
к пасеке. Лучше бы я этого не делал. Термик, который мне так хотелось
найти в полете, сам нашел меня на предпосадочной прямой и с высоты
в 15-20 м швырнул параплан прямо на пчелиные ульи. До сих пор
удивляюсь, как я сумел отвернуть от пчел. Если бы снес пару ульев
это была бы уже совсем другая история...
Урок в копилочку летного опыта. Даже если упражнение
"посадка в цель" на учебных полетах отработано нормально,
по завершении высотного маршрутного полета посадочную площадку следует
выбирать по возможности шире и препятствий около нее (людей, деревьев
и особенно пчелиных ульев) должно быть по возможности меньше.
Ну да ладно. Нормально отработанный тренаж падений существенно
повышает безопасность жесткого приземления. Экипаж жив, матчасть
исправна значит, полет прошел успешно. Поднимаюсь, отряхиваюсь,
оглядываюсь. Из-под навеса выходит пасечник. Начинаем общаться.
Здравствуйте.
Здравствуйте.
Летал, летал и вот к вам прилетел. Почти как пчёлка.
Слушай, пчелка, ты прямо в улей залететь хотел?
Нее. Извините. Я хотел рядом. Просто так получилось...
Ладно, бывает. Заходи, пчёлка. Посиди, отдохни, чайку попей.
Кавказское гостеприимство это серьезно и надолго.
Организм пилота на полетах очень быстро теряет влагу. Опытные
пилоты-маршрутники не зря берут с собой в полет питьевые системы. Но я
не был опытным пилотом. Да и сам полет получился спонтанным. Воды с
собой не было. Пить хотелось сильно. Когда пасечник поставил передо
мной кружку чая, я ее проглотил одним длинным глотком. За первой
кружкой, не задерживаясь, пошла вторая. Затем третья.
Когда жажда была утолена, потекла неторопливая беседа. Мы сидели
в тени под навесом. Рядом жужжали пчелки. Мы пили травяной чай,
заедая его вкуснейшим мёдом. Я рассказывал пасечнику о парапланах.
Он мне о пчёлах. Оказывается, это очень непростое дело ухаживать
за пчёлами. И от холода их надо защищать, и от жары, и место правильное
выбрать, куда пасеку поставить.
Не хотелось уходить, но пора было собираться. И тут возникло чувство
некоторого душевного дискомфорта. Пришел я на пасеку. Принял меня
пасечник как дорогого гостя. Чаем напоил. Мёдом угостил. И что сейчас?
Просто так встану и уйду? Неправильно это будет. Надо что-нибудь
в благодарность оставить... Мёду надо купить! Тогда и денежек немного
на пасеке останется, и я в парапланерный лагерь не с пустыми руками
вернусь.
Спрашиваю про мёд. Конечно, мёд есть. Откуда-то появляется стеклянная
литровая банка, и из огромного бидона она тотчас наполняется золотистым
медом. Эта ответственная процедура сопровождается подробным рассказом,
какие мёда бывают, как их правильно хранить и есть. Про себя же
думаю, что до длительного хранения меда, в парапланерном лагере
дело, скорее всего, не дойдет.
Банка наполнена и аккуратно обложена травой, чтобы не разбилась
по дороге. Можно выдвигаться к лагерю. И тут в душе пасечника видимо
тоже шевельнулось чувство некоторого дискомфорта. Пришел к нему
на пасеку гость. Гость не просто так посидел. Он и мёд похвалил,
и денежку оставил. И что же дальше? Топай, гость, откуда пришел
по полям и по жаре?.. А у пасечника машина есть. И до лагеря
парапланерного, если конечно не пешком, не так уж далеко.
Назад-то как добираться будешь?
Как в песенке туристической: "а судьба рюкзак на плечи
и паа-шёл...".
Отвечаю, а глаза сами собой с надеждой на машину пасечника поглядывают.
Пасечник видит направление взгляда и...
По дневной жаре тебе не меньше часа топать. Садись в машину.
Довезу.
В маршрутных полетах неотъемлемая часть приключения это
возвращение в лагерь. Уходя с термиком на маршрут, пилот никогда
не может с точностью сказать где сядет и как потом будет возвращаться.
Хорошо, когда рядом друзья, и кто-то готов поехать на подбор. Но
часто бывает, что друзья тоже разлетелись и выбираться надо самостоятельно.
В этом полете мне повезло. Приняв мудрое решение сесть к пасеке,
я не только познакомился с хорошим человеком, шикарно передохнул
после полета, но и возвращение в лагерь как-то само собой организовалось.
В тот выезд на Юцу конечно были и другие полеты. Многие получились
и выше, и дальше, и красивее. Но больше всего запомнился этот первый
взлет в первый Юцкий день. Наверное, потому что мёд был вкусный.
А привезенную баночку мы действительно уговорили за чаем в первый
же вечер. Всем понравилось.
В. Тюшин
Юца, Ставропольский край
1997 г.
|