Пять минут абсолютного счастья
Вообще-то в работе инструктора-парапланериста больше рутины, чем
романтики. Кто-то ездит по красивым местам и летает дальние маршруты,
кто-то побеждает на соревнованиях, а инструктор сидит на учебной
площадке и объясняет очередному новичку, как правильно надевать
подвесную систему. Однако и в инструкторской жизни случаются светлые
моменты. Расскажу об одном из них.
Приходит к нам новичок. Назовем его Саша. На первый взгляд новичок
как новичок. Любознательный. Вопросы задает разные. Но вопросы интересные.
Порой с подковыркой так, что не сразу поймешь, то ли человек действительно
чего-то понять не может, то ли он сам над инструктором подшучивает.
Впрочем, очень скоро выясняется, что Саша летчик. Отлетал
человек свое и был списан на землю. Но ведь бывших летчиков не бывает.
Если на большой самолет не пускают, а огонек в глазах сохранился
это прямая дорога в парапланеристы.
Конечно, парапланерные скорости и высоты несравнимы со скоростями
и высотами большой авиации, но в этом-то и прелесть параплана.
Пилот-парапланерист не сидит верхом на турбине, отделенный от Неба
герметичной кабиной и командами наземных диспетчерских служб.
Парапланерист летит сам. Он может подняться к облакам, а может пройти
в считанных сантиметрах над землей, собирая на лету цветы со склона горы.
Может пролететь маршрут в сотню километров, а может просто покататься над
пляжем в мягком бризовом потоке. И это при том, что необходимое для полетов
парапланерное снаряжение весит всего 20-25 кг и легко помещается
в рюкзак.
Начинаем заниматься с Сашей. Программа обучения для всех едина. Сначала на
наземной подготовке учимся поднимать и удержать параплан над головой, стоя
на земле. Затем простые планирующие полеты, завершающиеся упражнением
"посадка в цель". Далее сложный пилотаж: интенсивное маневрирование
и отработка техники восстановления крыла в случае его сложения в воздухе. И,
наконец, парение у склона в динамических потоках.
Саша идет по программе уверенно. Опыт летчика-профессионала чувствуется
в каждом взлете. Это новичкам надо объяснять, что делать в воздухе,
куда смотреть и как дышать. Полет для Саши естественное состояние
души. Тем не менее, если какие-то упражнения Саша схватывает мгновенно,
то с иными приходится повозиться, так как новые ощущения свободного полета
порой входят в явное противоречие с многолетним опытом, полученным на боевой
реактивной технике.
Наступило лето 2010 г. Клуб едет на сборы на Кавказ в Ставропольский
край на гору Юца. Парение в динамических потоках Саша освоить успел.
Очередь за маршрутными полетами в термиках. Самые лучшие условия для
обучения технике ухода с термиком на маршрут это когда, помимо
термической активности, у горы образуется динамический поток, позволяющий
параплану летать у склона горы, не проваливаясь вниз. Парапланерист висит у
склона, ожидая прихода термика, а если термик обработать не получилось, то
не проваливается вниз в долину, а спокойно дожидается следующего.
Летаем вместе. Саша активно ищет восходящие потоки. Потоков много, но
нормально центровать их пока не получается. То поток слишком узкий, то Саша
в момент прохода термика оказывается не там, где надо. Тем не менее, практика
нарабатывается и по 100 м высоты над вершиной Юцы периодически
набирается. Используем набранную высоту, чтобы отойти дальше от склона. Это
дает немного больше времени на обработку следующего термического пузыря и
увеличивает шансы на набор высоты, достаточной для ухода от горы на маршрут.
Смотрю на часы. Мы в воздухе уже полтора часа. Начинает накапливаться
усталость и размываться внимание. Думаю, не пора ли давать Саше команду на
посадку. Парение в термических пузырях состоялось. Какие-то наборы высоты
есть, какой-то опыт получен. Что улететь не получилось не критично.
Не завтра, так послезавтра получится.
И тут вдруг он пришел! Термик!!! Правильный, сильный, широкий. На вариометре
заброс до +4 м/с. Нам повезло. Мы с Сашей почти рядом. Дотянуться до
рации нет ни времени, ни возможности. Кричу голосом: "Термик! Поток!
Крути!!!". Саша закручивает спираль. Встаю в спираль вслед за ним. В
этот же поток на разных высотах почти одновременно с нами влетает еще три
или четыре параплана. Как же здорово крутить термик коллективом. На
вариометр можно не смотреть. Работает общий разум. Достаточно лишь держать
параплан в общей карусельке и понемногу смещать спираль в сторону других
крыльев, если кто-то набирает высоту быстрее тебя.
На приборе стабильные +3 м/с. Саша молодец. Держится рядом. Набираем
высоту и постепенно сносимся за вершину. Набор уверенный. Над вершиной
500 м. Теперь точно уйдем.
Саня, высота нормальная. Можно уходить.
Вдруг происходит невероятное. Саша бросает поток и, пробиваясь со
снижением против ветра, начинает возвращаться к горе.
Саня, ты куда? Назад! Поток! Уходим! Уходим! Уходим!!!
Саша снова разворачивается, но стартовый поток потерян, и, собирая
минуса, он летит по прямой по ветру за гору и поселок. Саша перелетает
через поселок и садится в поле примерно на уровне середины Юцкой
объездной дороги.
Здесь уместно заметить для копилочки летного опыта,
что поведение Саши достаточно типично. Начинающий пилот полностью выложился,
летая и ища потоки у склона горы. В момент принятия решения на первый в жизни
отрыв с термиком от горы пилотский Мозг, уже перегруженный поступившей
информацией, часто выключается и все на что пилот оказывается способен
это пролететь в долете столько, на сколько получилось набрать высоты в
стартовом термике.
Ничего страшного. Наоборот все прекрасно! Человек
увидел, что может набирать высоту не только в динамическом потоке у склона
горы. Человек увидел своими глазами местность за горой, и теперь он готов к
тому, чтобы перед следующим полетом, с ним можно было обсудить что делать
после обработки стартового термика и где искать следующие потоки.
Тем временем мой полет продолжается. Все это время оставаясь в потоке, я
набирал высоту. Над местом приземления Саши уже не меньше 1000 м. Для
ухода на маршрут высоты более чем достаточно, но внутренний голос начал
настойчиво шептать в ухо: "Не улетай. Сядь к Саше. У человека первый
отрыв от горы с термиком. Надо поздравить". Внутреннему голосу верю
безоговорочно. Выхожу из потока, ставлю свой Дарт-вад в спираль и через
три-четыре минуты оказываюсь на земле рядом с Сашей.
Инструкторская классика: сапожник без сапог. Потоков море. Можно лететь
далеко. А я бросил термик и теперь сижу на поле рядом с Сашей в 3-4 км
от Юцы. Грустно, что не полетел свой маршрут? Нисколько. Все скомпенсировали
сияющие глаза Саши, которые были наполнены каким-то совершенно детским,
абсолютно ничем не замутненным счастьем.
Жил был человек-птица. Летал, но случилось с ним несчастье. Какие-то злые
люди крылья у человека отобрали и на землю посадили. А тут вдруг снова
перышки прорезались.
Саше Дьяченко на добрую память о первом маршрутном полете на параплане.
Сияние глаз продолжалось не больше пяти минут. Дальше снова рутина:
парапланы складывать, лагерь по рации вызывать. Доложить, что сели,
запросить поедет ли кто-либо за нами на подбор или самим нужно выбираться.
Но эти пять минут того стоили.
Ну и что, что не слетал я в тот день свой маршрут. Зато увидел
пять минут абсолютного счастья в глазах человека, который вернул
себе Крылья. Ради этих минут стоит жить.
В. Тюшин
Юца, Ставропольский край
2010 г.
|