Лого клуба "Первый шаг" Парапланерный клуб "Первый шаг"
+7(916) 956-5621
Контакты | Поиск | Форум









Система Orphus





География посетителей страницы

Пять минут абсолютного счастья

Вообще-то в работе инструктора-парапланериста больше рутины, чем романтики. Кто-то ездит по красивым местам и летает дальние маршруты, кто-то побеждает на соревнованиях, а инструктор сидит на учебной площадке и объясняет очередному новичку, как правильно надевать подвесную систему. Однако и в инструкторской жизни случаются светлые моменты. Расскажу об одном из них.

Приходит к нам новичок. Назовем его Саша. На первый взгляд новичок как новичок. Любознательный. Вопросы задает разные. Но вопросы интересные. Порой с подковыркой так, что не сразу поймешь, то ли человек действительно чего-то понять не может, то ли он сам над инструктором подшучивает.

Впрочем, очень скоро выясняется, что Саша — летчик. Отлетал человек свое и был списан на землю. Но ведь бывших летчиков не бывает. Если на большой самолет не пускают, а огонек в глазах сохранился — это прямая дорога в парапланеристы.

Конечно, парапланерные скорости и высоты несравнимы со скоростями и высотами большой авиации, но в этом-то и прелесть параплана. Пилот-парапланерист не сидит верхом на турбине, отделенный от Неба герметичной кабиной и командами наземных диспетчерских служб. Парапланерист летит сам. Он может подняться к облакам, а может пройти в считанных сантиметрах над землей, собирая на лету цветы со склона горы. Может пролететь маршрут в сотню километров, а может просто покататься над пляжем в мягком бризовом потоке. И это при том, что необходимое для полетов парапланерное снаряжение весит всего 20-25 кг и легко помещается в рюкзак.

Начинаем заниматься с Сашей. Программа обучения для всех едина. Сначала на наземной подготовке учимся поднимать и удержать параплан над головой, стоя на земле. Затем простые планирующие полеты, завершающиеся упражнением "посадка в цель". Далее сложный пилотаж: интенсивное маневрирование и отработка техники восстановления крыла в случае его сложения в воздухе. И, наконец, парение у склона в динамических потоках.

Саша идет по программе уверенно. Опыт летчика-профессионала чувствуется в каждом взлете. Это новичкам надо объяснять, что делать в воздухе, куда смотреть и как дышать. Полет для Саши — естественное состояние души. Тем не менее, если какие-то упражнения Саша схватывает мгновенно, то с иными приходится повозиться, так как новые ощущения свободного полета порой входят в явное противоречие с многолетним опытом, полученным на боевой реактивной технике.

Наступило лето 2010 г. Клуб едет на сборы на Кавказ в Ставропольский край на гору Юца. Парение в динамических потоках Саша освоить успел. Очередь за маршрутными полетами в термиках. Самые лучшие условия для обучения технике ухода с термиком на маршрут — это когда, помимо термической активности, у горы образуется динамический поток, позволяющий параплану летать у склона горы, не проваливаясь вниз. Парапланерист висит у склона, ожидая прихода термика, а если термик обработать не получилось, то не проваливается вниз в долину, а спокойно дожидается следующего.

Летаем вместе. Саша активно ищет восходящие потоки. Потоков много, но нормально центровать их пока не получается. То поток слишком узкий, то Саша в момент прохода термика оказывается не там, где надо. Тем не менее, практика нарабатывается и по 100 м высоты над вершиной Юцы периодически набирается. Используем набранную высоту, чтобы отойти дальше от склона. Это дает немного больше времени на обработку следующего термического пузыря и увеличивает шансы на набор высоты, достаточной для ухода от горы на маршрут.

Смотрю на часы. Мы в воздухе уже полтора часа. Начинает накапливаться усталость и размываться внимание. Думаю, не пора ли давать Саше команду на посадку. Парение в термических пузырях состоялось. Какие-то наборы высоты есть, какой-то опыт получен. Что улететь не получилось — не критично. Не завтра, так послезавтра получится.

И тут вдруг он пришел! Термик!!! Правильный, сильный, широкий. На вариометре заброс до +4 м/с. Нам повезло. Мы с Сашей почти рядом. Дотянуться до рации нет ни времени, ни возможности. Кричу голосом: "Термик! Поток! Крути!!!". Саша закручивает спираль. Встаю в спираль вслед за ним. В этот же поток на разных высотах почти одновременно с нами влетает еще три или четыре параплана. Как же здорово крутить термик коллективом. На вариометр можно не смотреть. Работает общий разум. Достаточно лишь держать параплан в общей карусельке и понемногу смещать спираль в сторону других крыльев, если кто-то набирает высоту быстрее тебя.

На приборе стабильные +3 м/с. Саша молодец. Держится рядом. Набираем высоту и постепенно сносимся за вершину. Набор уверенный. Над вершиной 500 м. Теперь точно уйдем.

— Саня, высота нормальная. Можно уходить.

Вдруг происходит невероятное. Саша бросает поток и, пробиваясь со снижением против ветра, начинает возвращаться к горе.

— Саня, ты куда? Назад! Поток! Уходим! Уходим! Уходим!!!

Саша снова разворачивается, но стартовый поток потерян, и, собирая минуса, он летит по прямой по ветру за гору и поселок. Саша перелетает через поселок и садится в поле примерно на уровне середины Юцкой объездной дороги.

Здесь уместно заметить для копилочки летного опыта, что поведение Саши достаточно типично. Начинающий пилот полностью выложился, летая и ища потоки у склона горы. В момент принятия решения на первый в жизни отрыв с термиком от горы пилотский Мозг, уже перегруженный поступившей информацией, часто выключается и все на что пилот оказывается способен — это пролететь в долете столько, на сколько получилось набрать высоты в стартовом термике.

Ничего страшного. Наоборот — все прекрасно! Человек увидел, что может набирать высоту не только в динамическом потоке у склона горы. Человек увидел своими глазами местность за горой, и теперь он готов к тому, чтобы перед следующим полетом, с ним можно было обсудить что делать после обработки стартового термика и где искать следующие потоки.

 

Тем временем мой полет продолжается. Все это время оставаясь в потоке, я набирал высоту. Над местом приземления Саши уже не меньше 1000 м. Для ухода на маршрут высоты более чем достаточно, но внутренний голос начал настойчиво шептать в ухо: "Не улетай. Сядь к Саше. У человека первый отрыв от горы с термиком. Надо поздравить". Внутреннему голосу верю безоговорочно. Выхожу из потока, ставлю свой Дарт-вад в спираль и через три-четыре минуты оказываюсь на земле рядом с Сашей.

Инструкторская классика: сапожник без сапог. Потоков море. Можно лететь далеко. А я бросил термик и теперь сижу на поле рядом с Сашей в 3-4 км от Юцы. Грустно, что не полетел свой маршрут? Нисколько. Все скомпенсировали сияющие глаза Саши, которые были наполнены каким-то совершенно детским, абсолютно ничем не замутненным счастьем.

Жил был человек-птица. Летал, но случилось с ним несчастье. Какие-то злые люди крылья у человека отобрали и на землю посадили. А тут вдруг снова перышки прорезались.

 

На добрую память о первом маршрутном полете на параплане
 
Саше Дьяченко на добрую память о первом маршрутном полете на параплане.

 

Сияние глаз продолжалось не больше пяти минут. Дальше снова рутина: парапланы складывать, лагерь по рации вызывать. Доложить, что сели, запросить поедет ли кто-либо за нами на подбор или самим нужно выбираться. Но эти пять минут того стоили.

Ну и что, что не слетал я в тот день свой маршрут. Зато увидел пять минут абсолютного счастья в глазах человека, который вернул себе Крылья. Ради этих минут стоит жить.

 

В. Тюшин
Юца, Ставропольский край
2010 г.

 




Яндекс.Метрика
^Наверх