Муравей в ручье
Как-то попросили нас спасатели из Лиза Алерт помочь поискать
пропавшего человека. Дедушка пошел в лес погулять и пропал. Полетное
задание было несложным. Спасатели проверяли окрестные леса, а нас
попросили пройтись над полями. Поля были засеяны кукурузой высотой в
человеческий рост. Осматривать их с земли долго и трудно, а с воздуха
с парамотора весь район поиска можно было бы облететь за час-полтора.
Поскольку дедушка пропал уже несколько дней назад и речь шла о поиске,
если честно, не дедушки, а дедушкиного тела, то со взлетом можно было
не торопиться. Мы с Денисом приехали на место, осмотрелись, уточнили
район поиска, определились с местом взлета и спокойно сели ждать
стихания дневной термички. Одним из признаков наличия термической
активности является рваный ветер. Когда с земли срывается пузырь
теплого воздуха, окружающие его холодные массы устремляются на
освободившееся место. Находящийся на земле наблюдатель ощущает этот
процесс как частые и существенные изменения направления и скорости
ветра. Примерно к 19:30 воздух успокоился, и я взлетел.
Заправка полная. В воздухе молоко. Можно сказать, почти обычный вечерний
экскурсионный полет над Подмосковными полями. Только маршрут нынче
определялся не мной, а интересами спасателей. Держу высоту около 150 м.
Поля просматриваются отлично. С земли наблюдатель видит лишь колышущееся
море зеленой массы, а с воздуха как в песне: "мне сверху видно все,
ты так и знай". Поле средних размеров проверяется за 4-5 проходов и
7-10 минут летного времени. Для справки: скорость парамотора
составляет 45 км/ч или 750 м/мин, а с высоты 150 м я могу
видеть полосу шириной около 100 м.
Последнее поле проверено. За полтора часа полета обнаружены два зайца и
одна лиса. Дедушка не найден. Доклад на землю, что никого не нашел.
Плавно увеличиваю обороты двигателя, набираю 300 м, и мне остается
финишный переход в 2-3 км к стартовому полю.
* * *
Вдруг происходит нечто непонятное. (Подавляющее большинство неприятностей
в авиации начинается со слова "вдруг".) По земле пошел шквал. Это
был не просто порыв ветра, гонящий волну по траве и раскачивающий ветки
деревьев. Дунуло так, что стволы вполне взрослых берез начало клонить к
земле. У меня на 300 м высоты пока все спокойно, но догадываюсь, что
это ненадолго. Что это? Откуда? В чем причина? Не понимаю!
Через несколько секунд стихия дотянулась до моего Хантера. Боковой удар
ветра накренил крыло градусов на 40. Затем швырнул вверх и сразу же бросил
вниз. Началась такая свистопляска, что скорость и маневренные возможности
параплана в расчет уже не принимались. Ощущаю себя муравьем, заброшенным
на щепке в бурный ручей. Пытаюсь сообразить, что делать. Садиться? Невозможно.
При таких порывах ветер мгновенно потащит меня по полю вместе с 30 кг
парамоторного железа на спине. Продолжать полет?.. Как и куда лететь, когда
несет хвостом от площадки старта и все что я могу сделать это лишь
ловить броски крыла и компенсировать сложения? А самое неприятное я не
понимаю, кто и за что меня так бьет. Время почти 9 вечера. Небо чистое,
термичка давно стихла. Откуда шквал?..
Хантер супер-параплан. Некоторые поругивают его за "туповатость"
в управлении, плохую аэродинамику и большую скорость снижения (2.5-3 м/с).
Как-то один из начинающих мотористов даже спросил меня: "Ты же вроде
давно летаешь. А почему все еще на Хантере?". А может потому давно и
летаю, что на Хантере. Любой другой параплан уже давно бы завязало в узел.
Хантер держится. Вспоминается поговорка: "Чем круче Джип тем
дальше идти за Трактором". Хантер воздушный Трактор. Он не для
спортивных рекордов, но зато держит удары стихии на 5+++.
Полет тем временем продолжается. Меня уже унесло от места встречи со шквалом
на 3-4 км. Внизу пока еще поле, но дальше, на сколько хватает взгляда,
плотная населенка. Садиться при запредельном ветре боязно, но дальше мест
для посадки вообще не видно. Решение? Сажусь. Двигатель в малый газ и тугой
спиралью вниз. Отлично получилось. Выровнялся на 30 м. Теперь главное
удержать крыло от сложений и успеть погасить купол после приземления.
Турбулентность швыряет Хантер по вертикали с амплитудой +-5-7 м. На
очередной нисходящей волне меня буквально вбивает в землю. Удержаться на
ногах никакой возможности. Кукуруза спасла. Крыло нырнуло в полутораметровый
лес стеблей и спряталось в нем от порывов ветра.
Потихоньку прихожу в себя и поднимаюсь на ноги. Вдруг подлетает джип. Из
машины выскакивает мужик и кричит: "Живой? Помощь нужна?". Отвечаю,
что все в порядке, что я летаю не один, и подбор скоро подъедет. Мужик
улыбается, желает мне удачи и неторопливо удаляется. Спасибо тебе, Мужик.
Не знаю, как тебя зовут и откуда ты, но почему-то уверен, что к авиации ты
должен иметь самое непосредственное отношение. Случайный человек не рванулся
бы так на спасаловку.
Звоню Денису. Говорю, что сел, даю свои координаты и начинаю осматриваться.
Вот она причина шквала! Со спины подкралось недоразвившееся грозовое облако.
Эх. Век живи век учись. Дождавшись стихания термички перед взлетом, я
был абсолютно уверен, что вечером ничего плохого небо подкинуть не может и
весь полет смотрел только на землю, а вверх тоже надо было поглядывать.
Мощные кучево-дождевые облака очень красивы в лучах заходящего солнца...
Но красоту эту лучше наблюдать с земли.
Заметка в копилочку летного опыта. Воздушную обстановку
нужно отслеживать постоянно. Даже если пилот перед взлетом на 100% уверен,
что никаких фокусов Небо ему подкинуть не должно, все равно надо смотреть.
В. Тюшин
Московская область
Домодедовский район
05 июля 2015 г.
|