О регулярности летных тренировок
"Летчика делают небо и самолет"
Дидье Дора
На первый взгляд вопрос очевиден чем активнее курсант тренируется, тем
быстрее он учится и тем скорее он перейдет из статуса, привязанного к инструктору,
птенчика-желторотика в уважаемый статус самостоятельного Пилота. Однако не все
так просто, как хотелось бы.
Приходит курсант-новичок на полеты, а погоды нет. Точнее летная погода есть,
но не для всех. Опытные пилоты летают, а лично ему инструктор сказал, что, до
вечера никакой учебы не будет. Что значит "до вечера"? Это значит,
что вместо полноценного учебно-летного дня у новичка в лучшем случае получится
потренироваться час-полтора на закате. А между тем денежную составляющую учебного
процесса никто не отменял оплата курсантом занятия будет все равно как за
полный летный день. Обидно…
Вторая проблема в том, что наша жизнь состоит не только из полетов. Инструктору на
курсантский взгляд хорошо он ничем кроме парапланов не занят. А у курсанта масса
хлопот и забот и дома, и на работе. Тратить целый день на "бессмысленное"
сидение на старте в ожидании, когда же инструктор соизволит начать тренировку,
некоторым кажется непозволительной роскошью.
Напрашивающееся курсантское решение проблемы попытаться оптимизировать свои
выходы на занятия так, чтобы не сидеть на старте целый день, а приезжать на полеты
только тогда, когда есть гарантированные условия для полноценной учебы. Решение
очевидное и... неправильное. Давайте разбираться.
* * *
Начнем с погоды. Очевидно, что чем квалификация курсанта ниже, тем строже для него
ограничения по погоде это вопрос безопасности полетов. Единственный доступный
курсанту способ смягчить погодные ограничения быстрее наращивать свою квалификацию.
Для этого нужна практика. Практика приходит только на полетах в те короткие промежутки
времени, когда погода позволит курсанту тренироваться.
Погода в течение дня может меняться неоднократно. Есть погода летаем. Усилился
ветер сидим, ждем. Закрылось солнце облаками, стихла термическая активность
снова полетели. Если курсант постоянно находится на старте, он ловит каждое
мгновение летной погоды, учится и с каждым днем расширяет свои летные возможности.
Если же курсант предпочитает следить за погодой, названивая инструктору из дома по
телефону, то следует иметь в виду два обстоятельства.
Во-первых, чтобы добраться от дома до склона требуется некоторое время. И если "сейчас"
погода хорошая, то совершенно не факт, что она останется такой же хорошей и учебной через
час-другой времени, когда курсант-оптимизатор явится на старт.
Во-вторых, если погода есть и идут активные учебные полеты, то телефонные звонки очень
сильно отвлекают инструктора. Во всяком случае, лично я во время учебных полетов
обычно откладываю телефон подальше в сторону, чтобы он своим верещанием не
мешал мне заниматься с теми, кто уже в воздухе.
Не могу в связи с вышеперечисленными обстоятельствами не вспомнить слова нашего пилота
Андрея Штермера, сказанные им еще в курсантские времена: "погоду ловят на старте
и профукивают дома на диване".
Между доброй учебной погодой и совсем нелетной есть два промежуточных состояния:
"летать нельзя" и "только простые слеты".
"Летать нельзя" означает, что приземная турбулентность и сильный ветер
делают учебные полеты для курсантов небезопасными. Однако это не значит, что мы прекращаем
всякую летную активность. Группа разбивается на пары и занимается наземной подготовкой.
Как курсанту научиться стартовать в сильный ветер?
Брать крыло и пытаться стартовать. Других способов нет!
Ветер швыряет купол параплана из стороны в сторону. Первый номер (пилот) старается
удерживать параплан над головой и учится мгновенно реагировать на броски крыла. Второй
номер обеспечивает безопасность, находясь рядом и страхуя пилота, на случай, если параплан,
подхваченный порывом ветра, выйдет у пилота из-под контроля.
Есть у наземной подготовки в предельный ветер вторая (скрытая) задача. Курсанты не со слов
инструктора, а на собственном опыте учатся определять ветер, при котором они могут держать
крыло над головой и, значит, в дальнейшем успешно стартовать, а при каком даже из рюкзака
параплан вынимать не следует.
Как определить свою предельную погоду? Нужно выйти за ее пределы! Нужно сознательно
довести ситуацию до такой, при которой параплан выходит у курсанта из-под контроля. Раз
курсанта сдуло, второй раз... На третьем сдувании курсант сам, без подсказок инструктора,
начинает понимать при каком ветре ему поднимать параплан можно, а когда лучше не надо.
Одно дело: "начальник запретил", и совсем другое: "сам ощутил".
Самый сложный вопрос при работе в предельный ветер обеспечение безопасности.
Безопасность обеспечивает второй номер. Был бы курсант один где-нибудь в горах
рвануло бы его порывом ветра по камням и жди беды. Но дело происходит на чистой и ровной
учебной площадке. Потащило по полю учись, курсант, "гасить" крыло в
условиях, максимально приближенных к боевым. Не получается второй номер рядом.
Подстрахует.
Наконец, ветер немного стихает, и начинаются "только простые слеты". Выполнять
полеты по учебной программе турбулентность воздуха еще не позволяет, но безопасно слететь
с учебного склона (для курсантов, научившихся уверенно держать крыло над головой) уже
можно. Если смотреть формально, то "простые слеты" к парению не приближают, так
как учебные задания не выполняются, однако на самом деле процесс идет. Правильные курсанты
привыкают к стартам в сложных условиях, к болтанке в воздухе. Они не только набирают
летный опыт и поднимают свою квалификацию, но и расширяют погодные условия, при которых им
можно безопасно летать и учиться. "Оптимизаторы" же продолжают печально сидеть на
земле (дома на диване) и ждать идеальных учебных условий. И, что самое грустное, они в это
время не только не учатся, а наоборот теряют ранее наработанные навыки, но об этом
мы поговорим в следующем разделе.
* * *
У хорошего пилота руки и ноги, при выполнении маневров, часто срабатывают быстрее,
чем голова успевает осознать изменение воздушной обстановки. Это не громкие слова, а
жизненная реальность. Полет это скорость. И платой за медлительность в оценке
ситуации и принятии решения иногда может оказаться сама жизнь пилота.
Быстрота реакций оттачивается практикой: многократными и регулярными тренировками.
Только когда основные приемы управления парапланом опустятся у курсанта с уровня
сознания на уровень рефлексов, они станут действительно быстрыми.
Когда вы идете пешком по ровной и прямой дорожке, ваш организм выполняет массу весьма
непростых движений, но вы ведь при этом не думаете, над положениями рук и ног в каждый
момент времени. Точно также и в воздухе вы не должны задумываться о том, что делают
ваши руки и ноги, а крыло параплана должно стать продолжением вашего тела.
Для наработки рефлекторного управления требуется время, а теряются эти навыки, при
отсутствии регулярной практики, весьма быстро. Поинтересуйтесь у врачей как непросто
вестибулярному аппарату больного удержать человека в равновесии, когда он попытается
встать на ноги после всего лишь 3-4 недель неподвижного лежания. В боевой авиации
летчика, только пришедшего из отпуска (45 суток), никогда сразу не поставят на боевое
дежурство. Сначала на спарке покататься, на сдвоенном управлении. Так в плановую таблицу
и записывается: "полет на восстановление навыков пилотирования".
Если курсант пропускает занятия, выходит на полеты нерегулярно, то инструктору на
тренировках придётся не столько давать новый материал, сколько вновь и вновь заниматься
восстановлением утрачиваемых курсантом навыков пилотирования: многократными повторениями
того, что уже было когда-то пройдено.
Нерегулярность в посещении курсантом занятий существенно замедляет учебный процесс
и... повышает его стоимость.
* * *
Понятно, что жизнь состоит не только из полетов на парапланах, понятно, что у курсантов
может быть множество дел, не позволяющих им каждые выходные проводить
на полетах. Однако, с позиции обеспечения безопасности, это не отменяет необходимости
поддержания навыков пилотирования на должном уровне.
Как же быть курсантам, у которых по тем или иным причинам нет возможности
тренироваться на регулярной основе? Вижу три варианта.
Первое.
Невозможно объять необъятное. Невозможно одновременно везде и все успевать.
Нужно научиться определять приоритеты и жертвовать чем-то менее важным ради
чего-то более важного. Если полеты на парапланах вам важны, значит, чем-то
ради них придется пожертвовать.
Второе.
Если у вас по каким-то причинам нет возможности тренироваться регулярно, но
летать все же хочется, вы должны быть готовы к тому, что процесс вашей учебы
может растянуться на неопределенно-долгое время и не обижаться, когда
инструктор будет кого-то выпускать на парение, а вас продолжит держать в
"лягушатнике".
И третье.
Отложить обучение полетам на параплане до лучших времен, когда у вас появится
возможность тренироваться регулярно.
В. Тюшин
27 апреля 2016 г.
Парапланерный клуб
Летная школа "Первый шаг"
|