Лого клуба "Первый шаг" Парапланерный клуб "Первый шаг"
+7(916) 956-5621
Контакты | Поиск | Форум









Система Orphus





География посетителей страницы

О регулярности летных тренировок

"Летчика делают небо и самолет"
Дидье Дора

На первый взгляд вопрос очевиден — чем активнее курсант тренируется, тем быстрее он учится и тем скорее он перейдет из статуса, привязанного к инструктору, птенчика-желторотика в уважаемый статус самостоятельного Пилота. Однако не все так просто, как хотелось бы.

Приходит курсант-новичок на полеты, а погоды нет. Точнее летная погода есть, но не для всех. Опытные пилоты летают, а лично ему инструктор сказал, что, до вечера никакой учебы не будет. Что значит "до вечера"? Это значит, что вместо полноценного учебно-летного дня у новичка в лучшем случае получится потренироваться час-полтора на закате. А между тем денежную составляющую учебного процесса никто не отменял — оплата курсантом занятия будет все равно как за полный летный день. Обидно…

Вторая проблема в том, что наша жизнь состоит не только из полетов. Инструктору на курсантский взгляд хорошо — он ничем кроме парапланов не занят. А у курсанта масса хлопот и забот и дома, и на работе. Тратить целый день на "бессмысленное" сидение на старте в ожидании, когда же инструктор соизволит начать тренировку, некоторым кажется непозволительной роскошью.

Напрашивающееся курсантское решение проблемы — попытаться оптимизировать свои выходы на занятия так, чтобы не сидеть на старте целый день, а приезжать на полеты только тогда, когда есть гарантированные условия для полноценной учебы. Решение очевидное и... неправильное. Давайте разбираться.

* * *

Начнем с погоды. Очевидно, что чем квалификация курсанта ниже, тем строже для него ограничения по погоде — это вопрос безопасности полетов. Единственный доступный курсанту способ смягчить погодные ограничения — быстрее наращивать свою квалификацию. Для этого нужна практика. Практика приходит только на полетах в те короткие промежутки времени, когда погода позволит курсанту тренироваться.

Погода в течение дня может меняться неоднократно. Есть погода — летаем. Усилился ветер — сидим, ждем. Закрылось солнце облаками, стихла термическая активность — снова полетели. Если курсант постоянно находится на старте, он ловит каждое мгновение летной погоды, учится и с каждым днем расширяет свои летные возможности. Если же курсант предпочитает следить за погодой, названивая инструктору из дома по телефону, то следует иметь в виду два обстоятельства.

Во-первых, чтобы добраться от дома до склона требуется некоторое время. И если "сейчас" погода хорошая, то совершенно не факт, что она останется такой же хорошей и учебной через час-другой времени, когда курсант-оптимизатор явится на старт.

Во-вторых, если погода есть и идут активные учебные полеты, то телефонные звонки очень сильно отвлекают инструктора. Во всяком случае, лично я во время учебных полетов обычно откладываю телефон подальше в сторону, чтобы он своим верещанием не мешал мне заниматься с теми, кто уже в воздухе.

Не могу в связи с вышеперечисленными обстоятельствами не вспомнить слова нашего пилота Андрея Штермера, сказанные им еще в курсантские времена: "погоду ловят на старте и профукивают дома на диване".

Между доброй учебной погодой и совсем нелетной есть два промежуточных состояния: "летать нельзя" и "только простые слеты".

"Летать нельзя" — означает, что приземная турбулентность и сильный ветер делают учебные полеты для курсантов небезопасными. Однако это не значит, что мы прекращаем всякую летную активность. Группа разбивается на пары и занимается наземной подготовкой. Как курсанту научиться стартовать в сильный ветер? Брать крыло и пытаться стартовать. Других способов нет!

Ветер швыряет купол параплана из стороны в сторону. Первый номер (пилот) старается удерживать параплан над головой и учится мгновенно реагировать на броски крыла. Второй номер обеспечивает безопасность, находясь рядом и страхуя пилота, на случай, если параплан, подхваченный порывом ветра, выйдет у пилота из-под контроля.

Есть у наземной подготовки в предельный ветер вторая (скрытая) задача. Курсанты не со слов инструктора, а на собственном опыте учатся определять ветер, при котором они могут держать крыло над головой и, значит, в дальнейшем успешно стартовать, а при каком даже из рюкзака параплан вынимать не следует.

Как определить свою предельную погоду? Нужно выйти за ее пределы! Нужно сознательно довести ситуацию до такой, при которой параплан выходит у курсанта из-под контроля. Раз курсанта сдуло, второй раз... На третьем сдувании курсант сам, без подсказок инструктора, начинает понимать при каком ветре ему поднимать параплан можно, а когда лучше не надо. Одно дело: "начальник запретил", и совсем другое: "сам ощутил".

Самый сложный вопрос при работе в предельный ветер — обеспечение безопасности. Безопасность обеспечивает второй номер. Был бы курсант один где-нибудь в горах — рвануло бы его порывом ветра по камням и жди беды. Но дело происходит на чистой и ровной учебной площадке. Потащило по полю — учись, курсант, "гасить" крыло в условиях, максимально приближенных к боевым. Не получается — второй номер рядом. Подстрахует.

Наконец, ветер немного стихает, и начинаются "только простые слеты". Выполнять полеты по учебной программе турбулентность воздуха еще не позволяет, но безопасно слететь с учебного склона (для курсантов, научившихся уверенно держать крыло над головой) уже можно. Если смотреть формально, то "простые слеты" к парению не приближают, так как учебные задания не выполняются, однако на самом деле процесс идет. Правильные курсанты привыкают к стартам в сложных условиях, к болтанке в воздухе. Они не только набирают летный опыт и поднимают свою квалификацию, но и расширяют погодные условия, при которых им можно безопасно летать и учиться. "Оптимизаторы" же продолжают печально сидеть на земле (дома на диване) и ждать идеальных учебных условий. И, что самое грустное, они в это время не только не учатся, а наоборот — теряют ранее наработанные навыки, но об этом мы поговорим в следующем разделе.

* * *

У хорошего пилота руки и ноги, при выполнении маневров, часто срабатывают быстрее, чем голова успевает осознать изменение воздушной обстановки. Это не громкие слова, а жизненная реальность. Полет — это скорость. И платой за медлительность в оценке ситуации и принятии решения иногда может оказаться сама жизнь пилота.

Быстрота реакций оттачивается практикой: многократными и регулярными тренировками. Только когда основные приемы управления парапланом опустятся у курсанта с уровня сознания на уровень рефлексов, они станут действительно быстрыми.

Когда вы идете пешком по ровной и прямой дорожке, ваш организм выполняет массу весьма непростых движений, но вы ведь при этом не думаете, над положениями рук и ног в каждый момент времени. Точно также и в воздухе вы не должны задумываться о том, что делают ваши руки и ноги, а крыло параплана должно стать продолжением вашего тела.

Для наработки рефлекторного управления требуется время, а теряются эти навыки, при отсутствии регулярной практики, весьма быстро. Поинтересуйтесь у врачей как непросто вестибулярному аппарату больного удержать человека в равновесии, когда он попытается встать на ноги после всего лишь 3-4 недель неподвижного лежания. В боевой авиации летчика, только пришедшего из отпуска (45 суток), никогда сразу не поставят на боевое дежурство. Сначала на спарке покататься, на сдвоенном управлении. Так в плановую таблицу и записывается: "полет на восстановление навыков пилотирования".

Если курсант пропускает занятия, выходит на полеты нерегулярно, то инструктору на тренировках придётся не столько давать новый материал, сколько вновь и вновь заниматься восстановлением утрачиваемых курсантом навыков пилотирования: многократными повторениями того, что уже было когда-то пройдено.

Нерегулярность в посещении курсантом занятий существенно замедляет учебный процесс и... повышает его стоимость.

* * *

Понятно, что жизнь состоит не только из полетов на парапланах, понятно, что у курсантов может быть множество дел, не позволяющих им каждые выходные проводить на полетах. Однако, с позиции обеспечения безопасности, это не отменяет необходимости поддержания навыков пилотирования на должном уровне.

Как же быть курсантам, у которых по тем или иным причинам нет возможности тренироваться на регулярной основе? Вижу три варианта.

Первое. Невозможно объять необъятное. Невозможно одновременно везде и все успевать. Нужно научиться определять приоритеты и жертвовать чем-то менее важным ради чего-то более важного. Если полеты на парапланах вам важны, значит, чем-то ради них придется пожертвовать.

Второе. Если у вас по каким-то причинам нет возможности тренироваться регулярно, но летать все же хочется, вы должны быть готовы к тому, что процесс вашей учебы может растянуться на неопределенно-долгое время и не обижаться, когда инструктор будет кого-то выпускать на парение, а вас продолжит держать в "лягушатнике".

И третье. Отложить обучение полетам на параплане до лучших времен, когда у вас появится возможность тренироваться регулярно.

 

В. Тюшин
27 апреля 2016 г.
Парапланерный клуб
Летная школа "Первый шаг"

 




Яндекс.Метрика
^Наверх