Приоритеты в организации учебных полетов
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Народная пословица.
Определим проблему.
Полеты на Кавказе дорогой ресурс.
Инструкторские силы не бесконечны.
Погода дама капризная.
Как-то в разговоре услышал фразу: "боксер-теоретик".
Чтобы учить безопасно, инструктор должен летать!
Взглянем на ситуацию глазами курсанта и инструктора.
Есть такое понятие: "политика фирмы".
Что делать если курсант не успел приготовиться к выезду.
Новичкам мы можем предложить поездку в режиме экскурсии.
Определим проблему.
Если смотреть по-крупному, то учебные полеты клуба можно разделить
на два типа: полеты в Москве и полеты на выездах. Между ними есть
весьма существенные различия.
Москва это равнина. Максимум на что мы здесь можем рассчитывать
это горки высотой до 30-40 м или полеты на буксировочной
лебедке. На выездах условия значительно лучше. Вершина учебной горы Юца в
Ставропольском крае, куда мы регулярно ездим летом, поднята над равниной
почти на 300 м, а при полетах в Чегеме, бризовый поток у горы Зинки, при
высоте старта около 100 м, легко поднимает параплан до 500-600 м
над долиной. Очевидно, что такие полеты и красивее, и интереснее попрыгушек
с учебных горок в Подмосковье.
Второй нюанс интенсивность полетов. Чтобы научиться летать
надо летать, и чем больше, тем лучше. В Москве в будние дни все работают.
Поэтому летать получается только в выходные и то не всегда. Погода, как
известно, дама капризная. Много раз бывало, что на неделе стоит
отличная солнечная погода, а в выходные наваливаются дожди, полеты
приходится отменять и снова ждать с надеждой конца следующей недели. На
выездах, при наличии погоды, мы летаем каждый день, что существенно
повышает эффективность занятий.
В результате обдумывания данных обстоятельств у некоторых курсантов
возникают мысли, что, чем зимой прыгать по Подмосковным
"лягушатникам", лучше поехать с клубом в отпуск летом на
Кавказ и там всему-всему быстро научиться. К сожалению, мысль
неправильная. Давайте разбираться.
Полеты на Кавказе дорогой ресурс.
Прежде всего, отмечу, что статистика такова, что полноценно подготовить
человека средней спортивности к парящим полетам на параплане за
2-3 недели летнего отпуска не представляется возможным, а выталкивать
на парение недоучек по принципу "все успели за неделю"
это плодить травматизм.
На Кавказе мы можем оказаться лишь раз в году в короткие 2-3 недели
летнего отпуска. Считаю, по меньшей мере, неразумным ехать на большую
серьезную гору и там, вместо высотных парящих полетов, которые она может
подарить нормально подготовленному пилоту, сидеть у подножия в
"лягушатнике" и заниматься тем, что можно было бы отработать
дома.
Рис 1. Кабардино-Балкария, Чегем, гора Зинки.
Полеты в горах очень красивы, но чтобы там летать безопасно,
нужны не только "хотения", но и весьма существенные "умения".
Рис 2. Московская обл, дер Клово.
В прыгах с учебной горки романтики мало, зато взлет-посадок много
и нарабатываются навыки быстро соображать в воздухе.
Инструкторские силы не бесконечны.
Представим себе, что стоят перед инструктором два курсанта. Один всю зиму
активно тренировался, нормально подготовился к высотным полетам и теперь
обоснованно надеется реализовать полученные навыки на практике и воспарить
к облакам. Второй курсант зимой сидел дома, а теперь: "здравствуйте, я
приехал и прошу уделить мне внимание". Первого курсанта инструктор
может уверенно вести на вершину горы и оттуда на маршрут. Второму курсанту
нужны прыги с маленького учебного пригорка.
Инструктор не может разорваться на две части! Если он поднимется с
подготовленным курсантом на вершину, то второй курсант остается скучать в
лагере. Если инструктор пойдет в лягушатник со "здравствуйте, я
приехал", на земле останется сидеть первый нормально подготовленный
курсант. Попробуйте подумать и самостоятельно ответить на вопрос: куда и
с кем правильнее в такой ситуации идти инструктору?..
Погода дама капризная.
Случается, что Погода сыплет дождями не только в Москве по выходным,
срывая нам учебные прыги, но и на выезде. Дожди на Кавказе особенно
обидны, так как доступных дней мало, а успеть сделать хочется много.
Сидим мы на Юце. День погоды нет, второй, третий... Ждем. Наконец
развиднелось. Ура! Дождались! Летим! Здесь необходимо сделать важное
отступление.
Из курса метеорологии известно, что погода бывает летная и нелетная.
"Летность" погоды во многом определяется квалификацией пилота.
Чем квалификация ниже, чем погодные ограничения строже. Это не прихоть
инструктора, а вопрос безопасности полетов.
Активно тренировавшийся зимой курсант уже много чему научился на
домашних горках и вполне готов к полетам в турбулентном воздухе. Он
уходит с инструктором на вершину горы и оттуда под облака на маршрут.
Человек приобретает ценнейший летный опыт, который невозможно получить
на Подмосковных пригорках и, таким образом, делает мощный шаг вперед в
своем развитии как пилота. Значит, несмотря на несколько дней непогоды,
все равно выезд уже зачет! А ведь это не последний день. Будут
еще дни. Будут еще полеты и продолжение роста курсантской квалификации.
В то время как первый курсант уходит на маршрут, второй курсант,
который "здравствуйте, я приехал", остается печально сидеть
на земле по причине недостатка квалификации для полетов в сложных
условиях термической турбулентности. Ему остается только надеяться на
вечернее стихание ветра и учебные прыги на закате солнца, когда воздух
успокоится, но об этом чуть позже.
Как-то в разговоре услышал фразу: "боксер-теоретик".
У меня эта фраза вызвала искреннюю улыбку. Читателю, думаю, тоже
понравится. А фраза, между тем, серьезная. Особенно применительно
к авиации. Огромную роль в летных делах играет практика. Чтобы
летать безопасно, летчик должен постоянно поддерживать свои навыки
в должной форме. Летные навыки поддерживаются только в полетах.
Чтобы летать безопасно, летать нужно активно и регулярно.
У инструкторского состава с регулярным летанием непросто. Инструктор
крепко привязан к курсантам и учебным площадкам. Единственную
возможность нормально полетать ему дают выезды. Если не летать на
выездах, то даже самый распрекрасный инструктор рискует превратиться
в "летчика-теоретика", который будет не только смешон для
окружающих, но и опасен для курсантов, которых возьмется обучать.
Чтобы учить безопасно, инструктор должен летать!
Уточним специфику Юцких полетов. При классической погоде с сильным
юго-восточным ветром типовой маршрут строится через город Ессентуки
в сторону станиц Боргустанская и Бекешевская. До Ессентуков 11 км
или 3-4 термика и 15-20 минут полета, до Бекешевской
50 км и около полутора часов в воздухе.
Теперь пришло время вспомнить про курсанта "здравствуйте,
я приехал", ожидающего учебной погоды в Юцком лагере. Чтобы
обеспечить ему вечерние учебные прыги, инструктор должен в
соответствующее время успеть вернуться в лагерь. Для этого, как бы
ни была шикарна маршрутная погода, инструктор должен слить высоту и
сесть до Ессентуков. При улете за Ессентуки, он просто не успеет
вовремя вернуться.
На подлете к Ессентукам инструктор оказывается перед выбором: если
садиться, то полет на 11 км не лучший способ для поддержания
своих летных навыков, если же лететь дальше, то ожидающий в лагере
курсант с большой вероятностью остается в этот день без вечерней
учебки. Тяжелый выбор. Оба варианта плохие! И свою квалификацию
инструктору поддерживать надо, и курсанта без вечерних учебных
полетов оставлять плохо.
Взглянем на ситуацию глазами курсанта и инструктора.
Оставленный в лагере курсант живой человек. У него тоже есть
и чувства, и нервы. Ехал человек на Юцу с надеждой, что его всему
научат, что он там будет летать. По факту сначала непогода. Потом,
когда развиднелось, инструктор сказал, что в воздухе слишком сложно.
Вечером, когда ветер стих и можно было бы поучиться, инструктор вообще
не явился в лагерь, а приехал уже в темноте счастливый и довольный
своим маршрутным полетом. Грустно курсанту? Обидно? Конечно, обидно!
Но это только одна сторона вопроса.
Теперь посмотрим на эту же ситуацию с позиции инструктора. Каждый
человек сам кузнец своего счастья. Первый курсант, активно
тренировавшийся зимой и приехавший на большую гору нормально
подготовленным почти пилотом, в этот день отлично полетал в потоках.
Он не смог улететь так же далеко как инструктор, но свой термик обкрутил,
маршрут сделал, и час налета в актив записал. Второй курсант весь день
просидел на земле. Грустно? Но где он был всю долгую зиму? Почему не
тренировался? А теперь явился на большую гору с никакой квалификацией и
требует, чтобы ради него инструктор присадил нормально подготовленного
курсанта, сам сел на землю и занимался бы тем, что можно было без нервов
и спешки отработать на домашних горках, которые доступны не 2-3 недели
как Юца, а 11 месяцев в году.
Есть такое понятие: "политика фирмы".
"Политика фирмы" это когда командирским решением
определяются приоритеты. Что и когда для "фирмы" более важно и
что менее важно. Политика клуба "Первый шаг" в распределении
приоритетов на учебных полетах следующая:
в Москве
приоритет "бегающим" и "подпрыгивающим" курсантам;
на выездах
абсолютное преимущество у "летающих" и "парящих";
полеты
инструкторского состава на выездах не развлечение, а исключительно
важная работа на поддержание и развитие инструкторской квалификации.
Что делать если курсант не успел приготовиться к выезду.
Как быть курсанту, у которого не было возможности нормально приготовиться к
летним сборам? Ехать на Кавказ или не ехать?
Ехать! Ехать хотя бы для того, чтобы своими глазами увидеть: что такое
"большая гора" и что стоит за словами инструктора "нормальные
полеты". А если еще и полетать немного получится, то будет совсем супер!
Однако ехать нужно с пониманием, что в этой поездке будут определенные
психологические нюансы. Приятно почувствовать свою значимость когда ты
"приоритет номер один". Менее приятно услышать, что с тобой будут
заниматься "по остаточному принципу". Но такова "политика
фирмы": на большой горе преимущество большим полетам. У курсанта-новичка
должно быть ясное осознание, что, хотя сейчас эта политика будет периодически
присаживать его на землю, зато в следующем сезоне, когда сегодняшний новичок
приедет на большую гору нормально подготовленным, она же обеспечит ему
максимум комфорта и инструкторского внимания на высотных маршрутных полетах.
Новичкам мы можем предложить поездку в режиме экскурсии.
Это значит, учебное крыло с собой берем и сделаем все возможное, чтобы
уделить человеку достойное внимание, но заранее предупреждаем, что
полноценной учебы не обещается. Будет возможность будем
заниматься. Не будет возможности просьба не обижаться.
В. Тюшин
09 июня 2021 г 10 октября 2023 г
Парапланерный клуб
Летная школа "Первый шаг"
|