Выбор летного шлема
Выбираем стандарт "EN 966"
Горнолыжные шлемы
Мотоциклетные шлемы
Шлем должен быть удобным
Закрытый шлем или открытый
Нужен ли визор?
Не совсем удачные модели
Выбираем стандарт EN 966
Защитный шлем является обязательным атрибутом экипировки парапланериста.
Выбор шлемов, представленных на рынке, достаточно широк и начинающие пилоты
нередко сталкиваются с проблемой: какой шлем самый лучший?
Шлемы бывают разные. Они разрабатываются для разных целей и разных видов
спорта. Нас будут интересовать, прежде всего, специализированные шлемы для
авиационных видов спорта. В Европе требования к авиационным шлемам описываются
стандартом "EN 966".
Горнолыжные шлемы
Рис. 1, 2. Горнолыжные шлемы.
Существует большое семейство горнолыжных шлемов (европейский стандарт
"CEN 1077"). Внешне горнолыжные шлемы похожи на авиационные.
Они более доступны, так как шире распространены. Горнолыжные шлемы легче, дешевле,
но чудес не бывает: за меньший вес приходится платить несколько меньшей прочностью,
и, следовательно, защищенностью головы.
Не следует думать на основании вышесказанного, что горнолыжные шлемы плохие. Они
хорошие! Они полностью соответствуют тем нагрузкам, на которые рассчитаны. Просто
нагрузки при падении горнолыжника на мягкий снег и парапланериста на твердый грунт
разные. Поэтому прочность у шлемов тоже разная.
Парапланеристам при выборе защитного шлема лучше ориентироваться на специализированные
шлемы авиационного стандарта "EN 966", а не горнолыжные
"CEN 1077".
Мотоциклетные шлемы
Рис. 3, 4. Мотоциклетные шлемы.
Несколько слов о мотоциклетных шлемах. С прочностью у них все более чем хорошо,
но они тоже не очень подходят для полетов на параплане. Во-первых, мотоциклетные
шлемы, как правило, более тяжелые и их труднее носить на голове. Во-вторых,
мотоциклисту при езде обычно не требуется много смотреть по сторонам и в частности
вверх. Поэтому лицо мотоциклиста утоплено под скорлупой шлема достаточно глубоко.
Это повышает защищенность, но ограничивает обзор. Пилоту-парапланеристу возможность
хорошего обзора пространства над собой крайне важна и, висящая над глазами скорлупа
шлема, закрывая обзор вверх, может привести к опасности столкновения в воздухе.
Выбирая для полетов на параплане мотоциклетный шлем, пилот должен критично отнестись
к массе шлема и обратить особое внимание на наличие хорошего обзора вверх.
Шлем должен быть удобным
Возвращаемся к шлемам стандарта "EN 966". Как это ни банально
звучит, но первое и самое главное требование к шлему он должен плотно и удобно
сидеть на голове. Если шлем будет хотя бы чуть-чуть мал, через пару часов маршрутный
полет, который должен доставлять пилоту радость и удовольствие, превратится для него
в средневековую пытку. Если же шлем будет велик, резкие движения головы пилота могут
привести к тому, что шлем наползет на глаза и полностью закроет обзор.
Чтобы проверить, что выбранная вами модель точно подошла вам по размеру, посидите
в этом шлеме минут 15-20, а лучше 30-40. Походите по магазину, посмотрите витрины,
почитайте журналы и... Все это время внимательно вслушивайтесь в свои ощущения от
надетого шлема. При малейших признаках дискомфорта без колебаний меняйте шлем, как
бы вам ни нравились его цвет или форма. То, что через 30-40 мин ношения на земле
ощущается как небольшой дискомфорт, в воздухе через 2-3 часа полета может
превратиться в серьезную проблему и вопрос вашей безопасности.
Закрытый шлем или открытый
Рис. 5, 6. Закрытый и открытый парпаланерные шлемы.
Рис. 7. Парапланерный шлем со съемной защитой лица.
Выбрать закрытый шлем или открытый? Вопрос не очевидный. Есть доводы и за первый,
и за второй варианты. Скажу сразу: не претендуя на истину в последней инстанции,
лично я предпочитаю открытый шлем, но для объективности сначала приведу два довода
в пользу закрытых шлемов.
Поздняя осень. Снега еще нет, но земля уже подмерзла. С красивой девушкой занимаемся
отработкой техники прямого старта. Девушка наклоняет туловище вперед, начинает
двигаться, нагружая параплан. Вдруг нога девушки попадает на замерзшую лужицу,
поскальзывается, и девушка падает лицом вниз на мерзлую кочку. Прикрыть лицо руками
она не успевает, так как руки, тянущие параплан за свободные концы, находятся сзади.
Результатом падения стали разбитые губы и сильно испорченное настроение.
Второй довод. Закрытый шлем удобнее радиофицировать, если в дальнейшем
в этом возникнет необходимость. Внутри дуги, защищающей лицо пилота,
можно достаточно просто спрятать микрофон и это будет намного удобнее,
чем вешать микрофон с внешней стороны открытого шлема (см. рис.
5 и 13).
Теперь доводы за открытый шлем. Начнем с безопасности. При нормально проработанной
технике приземления парашютным перекатом (упражнение курса начальной подготовки
"тренаж падений") опасность сильно удариться о землю лицом и травмироваться
несущественна. Лицо пилота при правильно выполненной группировке прячется. Зато
открытый шлем предоставляет определенные удобства, недоступные в закрытом шлеме.
При полетах зимой шлем является не только средством защиты головы, но и исключительно
теплой и не продуваемой никакими ветрами шапкой. Обычно я надеваю шлем сразу при
выходе на склон и снимаю его только вечером после завершения полетов. Шлем защищает
голову не только в воздухе, но и на земле на занятиях с курсантами наземной
подготовкой, на склоне при руководстве полетами, на учебно-показных слетах.
Если ходить целый день в закрытом шлеме, перед ртом на защитной дуге образуется
мокрый и весьма противный слой конденсата из влаги выдыхаемого воздуха. В открытом
шлеме дышать проще и легче.
Полеты дело комплексное. Редкий летный день обходится без перекуса и термоса
с горячим чаем. Попить чайку в закрытом шлеме затруднительно. А если шлем снять, то
уже через 5 минут голове без шапки станет холодно и неуютно. Открытый шлем пить чай
с вкусными бутербродами не мешает.
Дать итоговую однозначную рекомендацию, какой шлем лучше: открытый или закрытый,
затруднительно. Доводы за оба варианта приведены. Далее пусть каждый решит этот
вопрос для себя самостоятельно.
Нужен ли визор?
Рис. 8, 9. Визор отдельно и парапланерный шлем с визором.
Визор это тонкий пластиковый щиток, прикрывающий лицо пилота от потока
набегающего воздуха. Нужен ли визор к парапланерному шлему? Иногда это полезно,
иногда нет.
Если вам важно сохранить нежность и мягкость кожи лица (особенно при полетах
зимой на морозе) без визора не обойтись. Если небольшое огрубение кожи вас не
обеспокоит, то шлем без визора позволит вам лучше чувствовать набегающий поток
воздуха и скорость полета.
Отдельное слово парамотористам. Вечером на закате, когда воздух
успокоится, очень приятно полетать над заливными лугами на предельно
малой высоте, но в таких полетах всегда есть риск столкнуться со
стайкой мушек или каким-нибудь жуком.
ВНИМАНИЕ
Получить удар в глаз жуком при полете на предельно-малой высоте
очень опасно, так как вы на несколько секунд от неожиданной боли
можете полностью потерять контроль над полетом. В этом случае визор
или летные очки жизненно необходимы, как средство обеспечения вашей
безопасности.
Не совсем удачные модели
В заключение хочется показать несколько не совсем удачных моделей
парапланерных шлемов, которым я бы не доверил сохранность своего Мозга на
полетах даже при наличии у них сертификата "EN 966".
Рис. 10, 11. "Шлемы-кепки". Защита головы от боковых ударов отсутствует полностью.
Шлемы на рис. 10 и 11 я бы охарактеризовал словом "кепки".
На макушке пилота что-то есть, но от боковых ударов эти модели вряд
ли смогут защитить голову.
Рис. 12. Шлем смотрится солидно, но защиты висков нет.
Рис. 13. Шлем с нормальной полностью закрытой скорлупой.
Радиофицированный шлем на рис. 12 смотрится солидно и за
счет объема наушников на первый взгляд создает впечатление защищенности,
но если вы наденете этот шлем на голову и попробуете сами себя несильно
стукнуть в ухо, то сразу почувствуете, что наушник не самая
лучшая защита головы от ударов.
Посмотрите для сравнения на рис. 13. Там наушники спрятаны
под скорлупой шлема, и она нормально прикрывает всю голову.
Рис. 14, 15. На висках пилота вместо прочной скорлупы шлема мягкие тканевые вставки.
У шлемов, представленных на рис. 14 и 15, "уши"
на первый взгляд есть, но они матерчатые. Конечно, это лучше чем
совсем ничего, но все же предпочтительнее, чтобы голова пилота была
защищена прочной скорлупой шлема со всех сторон.
В. Тюшин
20 марта 2018 г.
Парапланерный клуб
Летная школа "Первый шаг"
|