Горка и лебедка. Плюсы и минусы
Вам как программу написать?
Побыстрее или чтобы все работало?
(Из разговора Программиста с Заказчиком)
Полет это, прежде всего, высота. Люди,
приходящие учиться летать, надеются, возможно, скорее увидеть землю
с высоты птичьего полета. Однако не все так просто, как хотелось бы.
Хорошо тем, кто живет на Кавказе горы под боком. Жителям
равнин сложнее. Поначалу они могли рассчитывать только на высокие
берега рек или карьеров, но берега эти не так высоки, как хотелось
бы в среднем всего 30-40 м. С такого склона уйти под облака
очень непросто.
Альтернативное решение это буксировочная лебедка, позволяющая
без особых хлопот вытягивать тросом равнинного пилота, как воздушного
змея, на высоты от 200 м и более. Трудно оспорить факт, что
подъем на такую высоту больше похож на Полет, чем слалом между кустов
по оврагу на расстоянии 10-20 м от рельефа. И не удивительно,
что когда в клубе МАИ в 1999 г под руководством Михаила
Петровского была реализована идея быстрого возвращения на старт
буксировочного троса с помощью специальной лебедки-смотчика, полеты
на буксировочных лебедках приобрели у равнинных пилотов-парапланеристов
воистину массовый характер.
К безусловным достоинствам лебедочных полетов
можно отнести также существенно меньшую, по сравнению с занятиями
на склоне, зависимость учебного процесса от направления ветра. Если
в течение дня ветер меняется, то на перенос буксировочного стартового
комплекса требуется не более 30-40 мин. Передвинуть же учебный склон
под нужный ветер пока еще ни у кого не получилось. Поэтому при обучении
со склонов неоднократно наблюдались ситуации, когда группа приезжала
на место, а летать не могла, т. к. ветер дул не с той стороны, откуда
хотелось бы.
Однако на выездах и при полетах в горных условиях стиль летания людей,
прошедших лебедочное обучение, выглядит, мягко говоря, весьма
настораживающе. В связи с этим обстоятельством возникла идея сравнить
навыки, получаемые курсантами при обучении полетам со склонов холмов
и на лебедке.
Умение стартовать
Первая проблема, с которой сталкиваются все лебедочники на выездах,
это хроническое неумение стартовать со склона.
Типовой курс начального обучения на буксировочной лебедке составляет
около 40 затяжек. За это время курсант выполняет 40 взлет-посадок
и, если принять среднюю продолжительность одного полета за 5 мин,
получает общий налет порядка 3-3,5 ч. Этого вполне достаточно,
чтобы в дальнейшем пилот мог самостоятельно взлететь, отцепиться от
троса, выполнить простой планирующий полет и приземлиться в пределах
поля, на котором установлен буксировочный комплекс. Но этого
недопустимо мало, чтобы надежно и безопасно летать в горах.
Обучение на склоне более продолжительно. Для вывода начинающего
пилота на парение в ДВП требуется не менее 5-6 месяцев активных
тренировок из расчета, что полеты будут проводиться по выходным дням.
За летный день обучающийся на склоне пилот в среднем выполняет
15-25 полетов. Помножив полеты за день на число летных
дней, нетрудно заметить, что количество взлет-посадок, выполненных
при обучении на склоне, оказывается в несколько десятков раз большим,
чем при полетах на буксировке.
Необходимо отметить еще одно обстоятельство. При старте с лебедки
очень большая доля успеха определяется не пилотом, а оператором
лебедки. Начинающий пилот быстро привыкает к этой помощи и при
выходе на склон невольно рассчитывает, что его так же, как на
лебедке, будут "снимать" с земли. Но на горе
"оператора-помощника" нет. В результате вместо короткого
и решительного разбега у "лебедочников" на склоне обычно
наблюдаются долгие и малоуправляемые пробежки с незагруженным крылом,
часто заканчивающиеся не взлетом пилота, а падением купола параплана
на землю, т. к. уверенно удерживать крыло над головой они тоже не умеют.
Это вызывает у курсантов сильнейшее изумление: на лебедке-то человек
затягивался достаточно уверенно. Поэтому, несмотря на явные "дыры"
в летной квалификации, человек искренне считает себя Пилотом (его
в этом заверили в школе при завершении учебного курса из 40 взлет-посадок)
и, вместо того чтобы спокойно и последовательно решать всплывшую
проблему, он старается любой ценой как можно быстрее оторваться от
земли. В январе-феврале 2007 г. от одной пилотессы такой выучки
в ответ на предложение поработать на земле над техникой старта мне
довелось услышать незабываемую фразу: "Я же пилот!!! Пусть
неоперившийся, но пилот!!!" Но об этом мы поговорим в следующем
разделе.
Правильность оценки курсантом собственных возможностей
Небо и Полеты это немного наркотик. Человек в полете испытывает
настолько сильные впечатления, что порой дуреет и перестает адекватно
оценивать обстановку. Принципиальное отличие новичка от состоявшегося
пилота не в технике пилотирования, а в том, что Пилот точно знает свои
реальные возможности, может их соотнести с обстановкой в воздухе и
принять решение не взлетать или вовремя прекратить полет. Новичку же
нужна нянька в лице инструктора, который будет держать его за шкирку и
не пускать в Небо тогда, когда это может оказаться опасным.
Я неоднократно замечал, что, на начальном этапе обучения курсанты
соотносят свое представление о собственной летной квалификации прежде
всего с высотой полета. Чем выше они забрались по склону или их
затянули на высоту лебедкой, тем они вроде лучше летают. В этом
плане нам есть чему поучиться у дельтапланеристов. Там с курсанта сто
потов сойдет, прежде чем его не то что на высоту поднимут, а хотя бы
с пробежек на подлеты переведут.
Постепенность в подъеме на высоту дисциплинирует курсантов,
приучает к тому, что Полеты это серьезно, что с
Небом на "вась-вась" общаться нельзя никогда никому
и ни при каких обстоятельствах.
Лебедочные же полеты с их весьма небольшим количеством стартов
за день откровенно провоцируют инструкторов на возможно более быстрый
вывод курсантов на большие высоты. Неоднократно наблюдал, как на
буксировке курсантов-парапланеристов в их первый же в жизни летный
день затягивали на высоту в 150-200 и более м. Обычно такие затяжки
еще сопровождаются ведением
курсанта с земли по рации, т. к. действовать на высоте самостоятельно
курсант в своих первых полетах совершенно не в состоянии. Однако
мнение о себе, любимом, как о супер-пилоте с каждым новым успешным
взлетом у такого курсанта укрепляется.
Учебный период на лебедке невелик всего 40 стартов. По
окончании обучения курсанту объявляют, что он Пилот. Затем курсант
покупает параплан и начинает летать самостоятельно. Вот тут-то без
инструкторского пригляда несоответствие представления курсанта о
собственных возможностях реально имеющимся очень скоро может
привести к беде.
Готовность к действиям в условиях быстро меняющейся обстановки
Слет с учебного склона короток. Применительно к горкам Московского
региона с высотами в 20-30 м он составляет всего 30-40 сек.
Этого, конечно, маловато для того, чтобы любоваться красивыми пейзажами
из-под купола параплана. Но зато скоротечность полета дисциплинирует
курсантов. Ведь в этот небольшой промежуток времени нужно вписать
взлет, расчет на посадку, а также успеть выполнить полетное задание.
Без каких-либо дополнительных усилий со стороны инструктора курсанты
на примере собственных ощущений осознают, что секунда в воздухе
это очень много, приучаются планировать свой полет на земле и
точно рассчитывать действия в воздухе. Учатся быстро оценивать
обстановку в полете и принимать разумные самостоятельные решения в
условиях постоянного дефицита времени.
Получить эти навыки на буксировочных полетах затруднительно, а они
очень понадобятся, как только курсанты выйдут на парение и им придется,
активно маневрируя, летать в плотной группе с другими парапланами
и дельтапланами.
Подводя итоги
Использование буксировочных лебедок существенно расширяет летные
возможности равнинных пилотов, но на этапе первоначального обучения
злоупотреблять ими не следует.
Базовыми принципами обучения летным навыкам являются последовательность
и постепенность в освоении элементов учебной программы. Искусственное же
ускорение учебного процесса может впоследствии привести к летным
происшествиям (ЛП). Характерно, что эти ЛП будут происходить не во время
учебы, а после того как вчерашние курсанты уже получат звания пилотов и
начнут летать самостоятельно. Формальной вины инструктора в подобных ЛП
не будет обучение закончено, вчерашний курсант стал
самостоятельным пилотом. И если он сам перед взлетом что-либо не учел,
то значит сам во всем и виноват. А если по совести?
Активное использование на начальном этапе обучения полетов со склонов
холмов несколько осложняет жизнь инструктора и как бы замедляет вывод
курсантов на большие высоты, но зато предохраняет их от множества
проблем, с которыми они могут столкнуться в дальнейшем, после завершения
учебы в летной школе.
На начальном этапе обучения важна не высота, а количество взлет-посадок.
Поэтому группу упражнений до задания "Отработка
посадки в заданном месте" целесообразно отрабатывать в полетах со
склона. Далее, когда курсанты научатся уверенно стартовать и выполнять
элементарное маневрирование в воздухе, им, для освоения элементов сложного
пилотажа, потребуется увеличенная высота полета над рельефом. Тогда, в
отсутствии более-менее высоких холмов, становится полезным получать эту
высоту с помощью буксировочной лебедки.
В. Тюшин
12 сентября 2007 г.
Парапланерный клуб
Летная школа "Первый шаг"
|