Горка и лебедка. Плюсы и минусы
Вам как программу написать?
Побыстрее или чтобы все работало?
(Из разговора Программиста с Заказчиком)
Полет, в понимании большинства людей, приходящих учиться летать
на параплане, это, прежде всего, возможность увидеть землю
с высоты птичьего полёта. Хорошо тем, кто живет на Кавказе
под боком горы, позволяющие почти сразу после взлета оказаться
над землей на высоте за сотню метров. Жителям равнин сложнее.
Поначалу они могли рассчитывать только на высокие берега рек или
карьеров, но берега эти не так высоки, как хотелось бы в
среднем всего 30-40 м. С такой горки найти восходящий поток и
подняться с ним под облака очень непросто.
Альтернативное решение это буксировочная лебедка, позволяющая
без особых хлопот вытягивать тросом равнинного пилота, как воздушного
змея, на высоты от 200 м и более. Трудно оспорить факт, что
подъем на такую высоту больше похож на Полёт с большой буквы, чем
"слалом между кустов" по оврагу на расстоянии 10-20 м
от рельефа. И не удивительно, что когда в клубе МАИ в 1999 г под
руководством Михаила Петровского была реализована идея быстрого
возвращения на старт буксировочного троса с помощью специальной
лебедки-смотчика, полеты на буксировочных лебедках приобрели у
равнинных пилотов-парапланеристов воистину массовый характер.
К безусловным достоинствам лебедочных полетов можно отнести также
существенно меньшую, по сравнению с занятиями на склоне, зависимость
учебного процесса от направления ветра. Если в течение дня ветер
меняется, то на перенос буксировочного стартового комплекса требуется
не более 30-40 мин. Передвинуть же учебный склон под нужный ветер
еще ни у кого не получилось. Поэтому при обучении со склонов
неоднократно наблюдались ситуации, когда группа приезжала на место,
а летать не могла, т. к. ветер дул не с той стороны, откуда
хотелось бы.
Однако на выездах и при полетах в горных условиях стиль летания людей,
прошедших лебедочное обучение, выглядит, мягко говоря, весьма
настораживающе. В связи с этим обстоятельством возникла потребность
сравнить навыки, получаемые курсантами при обучении полетам со склонов
холмов и на лебедке.
Умение стартовать
Первая проблема, с которой сталкиваются все "лебедочники"
на выездах, это хроническое неумение стартовать, а точнее
неумение стартовать со склона.
При старте с лебедки очень большая доля успеха определяется не
пилотом, а оператором лебедки. Оператор, фактически без участия
пилота, дает правильную тягу для подъема крыла, разгоняет параплан
на разбеге и даже может помочь исправить возникающие крены.
Крен исправляется просто. Оператор большой тягой выдергивает
накрененный параплан на высоту 10-15 м, там тягу немного
уменьшает и крен исправляется сам собой. Далее под крик с земли
выпускающего: "дай правую" или "дай левую"
(клеванту) пилот доворачивает параплан на трос. Оператор снова
увеличивает тягу, параплан начинает набор высоты и все счастливы.
Начинающий пилот привыкает к этой помощи, воспринимает ее как
нечто совершенно естественное и при выходе на склон на уровне
рефлексов невольно рассчитывает, что его так же, как на лебедке,
будут "снимать" с земли. Но на горке
"оператора-помощника" нет. В результате вместо
короткого и решительного разбега у "лебедочников" на
склоне обычно наблюдаются долгие и малоуправляемые пробежки с
незагруженным крылом, часто заканчивающиеся не взлётом пилота,
а падением купола параплана на землю, т. к. уверенно
удерживать крыло над головой они тоже не умеют.
Умение курсанта держать крыло параплана над головой приходит
с практикой. Для этого нужно выполнить под присмотром
инструктора некоторое количество взлетов. Точное количество
стартов указать затруднительно, т. к. разные люди
обучаются сильно по-разному, но в целом: чем больше стартов
за летный день будет делать курсант тем быстрее он
научится нормально взлетать.
Типовой курс начального обучения на буксировочной лебедке
составляет около 30-40 затяжек. Этого вполне достаточно,
чтобы в дальнейшем пилот мог взлететь (на лебедке),
отцепиться от троса, выполнить простой планирующий полет и
приземлиться в пределах поля, на котором установлен
буксировочный комплекс. Но этого недопустимо мало, чтобы
надежно и безопасно летать в горах.
Обучение на склоне более продолжительно. Для вывода начинающего
пилота на парение в динамическом восходящем потоке (ДВП)
требуется не менее 5-6 месяцев активных тренировок из
расчета, что полеты будут проводиться по выходным дням. Курсант,
обучающийся на горке высотой 20-30 м, за летный день в
среднем выполняет 15-25 полетов. Помножив полеты за день на
число летных дней, нетрудно заметить, что количество
взлет-посадок, выполненных при обучении на склоне, оказывается в
десятки раз большим, чем при полетах на буксировке.
Проблемы со стартами со склона вызывают у курсантов-лебедочников
при выездах в горы сильнейшее изумление: на лебедке-то человек
затягивался достаточно уверенно. Поэтому, несмотря на явные
"дыры" в летной квалификации, человек искренне считает
себя Пилотом (его в этом заверили в школе при завершении учебного
курса из 40 взлет-посадок) и, вместо того чтобы спокойно и
последовательно решать всплывшую проблему, он старается любой
ценой как можно быстрее оторваться от земли. В январе-феврале
2007 г. от одной пилотессы такой выучки в ответ на
предложение поработать на земле над техникой старта мне
довелось услышать незабываемую фразу: "Я же пилот!!!
Пусть неоперившийся, но пилот!!!" Но об этом мы
поговорим в следующем разделе.
Правильность оценки курсантом собственных возможностей
Небо и Полеты это немного как наркотик. Новичок в полете
испытывает настолько сильные положительные впечатления, что порой
перестает адекватно оценивать обстановку. Принципиальное отличие
новичка от состоявшегося пилота не в технике пилотирования, а в
том, что опытный Пилот точно знает свои реальные возможности,
может их соотнести с обстановкой в воздухе и принять решение не
взлетать или вовремя прекратить полет. Новичку же нужна нянька в
лице инструктора, который будет его придерживать и не пускать в
Небо, когда это может оказаться для него опасным.
Неоднократно замечалось, что, на начальном этапе обучения
курсанты соотносят свое представление о собственной летной
квалификации с высотой полета. Чем выше они забрались по склону
или их затянули на высоту лебедкой, тем они вроде лучше летают.
В этом плане нам есть чему поучиться у дельтапланеристов. Там с
курсанта сто потов сойдет, прежде чем его не то что на высоту
поднимут, а хотя бы с пробежек на подлеты переведут.
Постепенность в подъеме на высоту дисциплинирует курсантов,
приучает к тому, что Полеты это серьезно, что с
Небом на "вась-вась" общаться нельзя никогда никому
и ни при каких обстоятельствах.
Лебедочные же полеты с их весьма небольшим количеством стартов
за день откровенно провоцируют инструкторов на возможно более
быстрый вывод курсантов на большие высоты. Нередко на буксировке
курсантов-парапланеристов в их первый же в жизни летный день
затягивают на высоту в 150-200 м и более. Обычно такие
затяжки еще сопровождаются ведением
курсанта с земли по рации, т. к. действовать на высоте
самостоятельно курсант в своих первых полетах совершенно не в
состоянии. Однако мнение о себе, любимом, как о супер-пилоте с
каждым новым успешным взлетом у такого курсанта укрепляется.
Учебный период на лебедке невелик. По окончании обучения
курсанту объявляют, что он Пилот. Затем курсант покупает параплан
и начинает летать самостоятельно. Вот тут-то без инструкторского
пригляда несоответствие представления курсанта о собственных
возможностях реально имеющимся очень скоро может привести к беде,
тем более, что навыков точного управления парапланом у них, как
правило, еще нет, но об этом мы поговорим в следующем разделе.
Навыки точного управления парапланом
Начальное обучение полетам происходит по достаточно простой
схеме. Курсант "дергает" параплан за веревочки и
запоминает реакции крыла, а инструктор подсказывает как параплан
"дергать" можно и как не нужно.
Полноценного приборного оборудования, в отличие от самолетов,
у парапланов нет. Чтобы точно понять реакции параплана на
управляющие воздействия, нужна привязка взгляда курсанта к
каким-либо ориентирам. Проще всего к подстилающему
рельефу. При слетах с учебного склона высотой 20-30 м
маневры параплана, благодаря близости земной поверхности,
можно просчитать с точностью до сантиметров.
Маневрирование на высоте за 200 м, на первый взгляд
безопаснее, так как риск стукнуться о землю минимален, но
понять, например, на 90 градусов повернул параплан, как было
сказано инструктором в полетном задании, или только на 85,
весьма затруднительно. А уж понимание курсантом таких параметров
полета как "радиус разворота" или "потеря высоты в
вираже" даже обсуждать бессмысленно.
Готовность к действиям в условиях быстро меняющейся обстановки
Слет с учебного склона высотой в 20-30 м короток и составляет
всего 30-40 сек. Этого, конечно, мало, чтобы полюбоваться
красивыми пейзажами из-под купола параплана. Но зато скоротечность
полета дисциплинирует курсантов. Ведь в этот небольшой промежуток
времени нужно вписать взлет, расчет на посадку, а также успеть
выполнить полетное задание.
Пилот нашего клуба Анатолий Гусятников и одновременно
летчик-профессионал как-то в разговоре с курсантами сказал:
"в воздухе думать некогда нужно уметь быстро
соображать". Правильная мысль! Кстати, он ее не сам
придумал, а еще в летном училище от своего инструктора услышал.
Умению "быстро соображать" тоже нужно учиться.
Без каких-либо дополнительных усилий со стороны инструктора
курсанты, в коротких слетах на учебной горке, на примере
собственных ощущений осознают, что секунда в воздухе это
очень много, учатся быстро оценивать обстановку и принимать
разумные самостоятельные решения в условиях постоянного дефицита
времени.
Получить эти навыки на буксировочных полетах, когда земля
неторопливо проплывает где-то далеко внизу, затруднительно, а они
очень понадобятся, как только курсанты выйдут на парение и им
придется, активно маневрируя, летать в плотной группе с другими
парапланами и дельтапланами.
Подводя итоги
Использование буксировочных лебедок существенно расширяет
летные возможности равнинных пилотов, но на этапе первоначального
обучения злоупотреблять ими не следует.
Базовыми принципами обучения летным навыкам являются
последовательность и постепенность в освоении элементов учебной
программы. Искусственное ускорение учебного процесса может
впоследствии привести к летным происшествиям (ЛП). Характерно,
что эти ЛП будут происходить не во время учебы, а после того как
вчерашние курсанты уже получат звания пилотов и начнут летать
самостоятельно. Формальной вины инструктора в подобных ЛП
не будет обучение закончено, вчерашний курсант стал
самостоятельным пилотом. И если он сам перед взлетом что-либо
не учел, то значит сам во всем и виноват. А если по совести?..
Активное использование на начальном этапе обучения полетов со
склонов невысоких холмов несколько осложняет жизнь инструктора и
как бы замедляет вывод курсантов на большие высоты, но зато
предохраняет их от множества проблем, с которыми они могут
столкнуться в дальнейшем, после завершения учебы в летной
школе.
На начальном этапе обучения важна не высота, а количество
взлет-посадок. Поэтому группу упражнений до задания
"Отработка
посадки в заданном месте" целесообразно отрабатывать в
полетах со склона. Далее, когда курсанты научатся уверенно
стартовать и выполнять элементарное маневрирование в воздухе, им,
для освоения элементов сложного пилотажа, потребуется увеличенная
высота полета над рельефом. Тогда, в отсутствии более-менее
высоких холмов, становится полезным получать эту высоту с помощью
буксировочной лебедки.
В. Тюшин
12.09.2007 15.09.2025
Парапланерный клуб
Летная школа "Первый шаг"
|