Лого клуба "Первый шаг" Парапланерный клуб "Первый шаг"
+7(916) 956-5621
Контакты | Поиск | Форум









Система Orphus





География посетителей страницы

Про одежду для зимних учебных полетов

Зима — отличное время для обучения полетам на парапланах. Воздух зимой холодный, плотный и стабильный. Полет параплана становится более плавным и предсказуемым. Это самое то что надо для изучения курсантами как параплан будет реагировать на их действия клевантами. Однако зимой бывает холодно. Народная мудрость гласит: "Сибиряк — не тот, кто не мерзнет, а тот, кто правильно одевается".

В данной статье речь пойдет о том, как курсантам правильно одеваться, чтобы на зимних учебных полетах на парапланах не мерзнуть:

шевелись активнее, если почувствовал, что начинаешь подмерзать;

обувь должна быть теплой и непромокаемой;

снег категорически не имеет права забиваться под брюки;

хорошо, когда на полетах две одежки;

не увлекайся парапланерными комбинезонами;

надень после полетов сухую обувь.

 

Шевелись активнее, если почувствовал, что начинаешь подмерзать

Так уж устроен человеческий организм, что, когда ему холодно, он начинает на уровне рефлексов сжимать тельце, чтобы тепло сэкономить. Посреди глухой тайги и вдали от жилья это логично, но мы-то знаем, что через 2-3 часа гарантированно будем в тепле. Значит, внутреннюю энергию можно не экономить.

При появлении признаков замерзания не превращайся в заледе-де-невающую статую, а шевелись активнее, разогревай организм и снова радуйся жизни. Например, помогая товарищам расправлять купола парапланов, можно перемещаться не шагом, а бегом. Наконец просто на горку раз-другой-третий забеги и спустись. Если на одном с тобой параплане летает еще один курсант, и ты поможешь ему параплан на горку затащить (а он тебе), будет не только теплее, но и полетать больше получится, так как общий темп вашего совместного летания существенно возрастет.

 

Обувь должна быть теплой и непромокаемой

Если ноги хоть чуток замерзли, за ними моментально вымораживается все тельце.

Теплые носки приветствуются. Если одной пары носков мало — надень две. Если к вечеру чувствуешь, что задние лапки всё равно подмерзли, это должно быть серьезным основанием сменить ботинки к следующему летному дню.

Если летаешь в берцах, их следует хорошенько промазывать гуталином. Правильнее это делать не непосредственно перед выходом на полеты, а заранее с вечера, чтобы, как шутят в армии, "вычищенные с вечера сапоги утром надевать на свежую голову", а если серьезно, то чтобы за ночь гуталин успел впитаться в кожу ботинок и не стерся бы о ледяные кристаллы снега в первом же сугробе.

Еще старая туристическая хитрость для кожаной обуви (берцы): вскипятить свиной жир и промазать ботинки горячим жиром. Жир должен быть максимально горячим, почти кипящим. Тогда он хорошо впитывается в кожу ботинок и надежно отталкивает воду.

 

Снег категорически не имеет права забиваться под брюки

Зимой бывают сугробы. На полетах частенько случается по ним не только ходить, но и бегать, и прыгать, и ползать.

Если летаешь в берцах, штаны заправляются в ботинки и в течение дня следует контролировать, чтобы они оттуда не выбивались.

Если летаешь в ханвагах или в чем-то еще, во что штаны не заправить, подходи к вопросу творчески. Помни, что как только снег попадет под штаны, он там сразу начнет таять и мочить ноги. И никакая водоотталкивающая пропитка самих ботинок в этом случае не спасет. Один из вариантов решения проблемы: "гамаши" по типу тех, в чем туристы зимой по лесам ходят.

 

Гамаши для хождения по глубоким сугробам.
 
Рис. 1. "Гамаши" весма удобны для хождения по глубоким сугробам.

 

Хорошо, когда на полетах две одежки

Основное время на учебных (прыгательных) полетах занимают не столько сами слеты со склона, сколько процесс залезания на горку. Удобно, когда есть нечто легкое и крепкое в чем тренируешься и хорошая теплая шубка, в которой стоишь, отдыхаешь. Лично я зимой летаю (выполняю учебно-показные прыги) в легкой брезентушке плюс свитер, а стою-отдыхаю (инструкторю и руковожу полетами) в теплой меховой куртке.

Если одежда одна, и она легкая, в ней можно замерзнуть, как только выстегнешься из подвесной системы и перестанешь активно бегать. Если одежда теплая, бегать в ней в горку будет трудно, так как теплая одежда часто бывает тяжелая. А еще в теплом быстро бегать элементарно жарко. А раз жарко, значит вспотел. А если вспотел и затем на холоде остановился, то моментально остыл, промок и замерз со всеми вытекающими отсюда сопливыми последствиями.

Поэтому правильным решением будет летать (бегать в горку) в чем-то легком, а отдыхать в промежутках между полетами в теплом.

 

Летаем в легком   Отдычаем в теплом
 
Рис. 2, 3. Летаем и бегаем в горку в чем-то легком, а отдыхаем в теплом.

 

Не увлекайся парапланерными комбинезонами

Многие опытные пилоты летают в специальных парапланерных комбинезонах. Комбинезоны шьются из тонкой и легкой, но абсолютно непродуваемой синтетической ткани. Такие комбинезоны удобны в парящих полетах, когда пилот, обдуваемый потоком холодного воздуха, длительное время, почти не шевелясь, сидит в подвесной системе.

На этапе учебных прыгов, когда курсант больше бегает чем летает, комбинезон не нужен. Активно бегать в горку в комбинезоне жарко, а постоянно его расстегивать и застегивать, чтобы поддерживать более-менее комфортную температуру, — утомительно.

 

Надень после полетов сухую обувь

Если опасаешься, что, не смотря на все принятые меры, ботинки за день активного лазания по сугробам могут промокнуть, не поленись взять с собой сменные носки и еще одну пару обуви, чтобы сразу после полетов переодеться в сухое.

 

В. Тюшин
22.12.2008 — 20.11.2023
Парапланерный клуб
Летная школа "Первый шаг"

 




Яндекс.Метрика
^Наверх