Юца
(Ставропольский край)
Описание склона
Координаты
Проезд на автомобиле
Проезд на поезде
Проезд на автобусе
Организация быта и проживания
Ближайшие медицинские учреждения
Немного истории становления Юцы
Описание склона
Юца место традиционных летних сборов клуба. Главным достоинством
Юцы является то, что здесь есть отличные условия для полноценных полетов
пилотам любой квалификации от новичков-перворазников до пилотов,
способных выполнять длительные маршрутные полеты в термических потоках.
Это единственное из известных нам летных мест, где оценка
"Отлично" поставлена условиям
для всех режимов летания: пробежки, планирующие полеты, парение в
динамике, маршрутные полеты в термиках, полеты на парамоторе.
Вид на гору Юца с дороги от въезда в поселок Юца (август 2017 г).
|
Вид на гору Юца с южного учебного старта (август 2019 г).
|
Вид с аэродрома. Кемпинг СЛА и гора Юца (август 2015 г).
|
Вершина Юцы, восточный старт, вдали Пятигорск (август 2016 г).
|
"Огурец" старт на середине восточного склона Юцы (август 2020 г).
|
Вид с западного склона горы, внизу поселок Юца и вдали г Ессентуки (август 2016 г).
|
Вид на Юцу с востока (август 2020 г).
|
Вид на парапланерный лагерь из Юцкого динамика (август 2016 г).
|
Вид на Юцу с севера (август 2016 г).
|
Высота склона |
260 м над долиной и 200 м над парапланерным лагерем
|
Крутизна |
10-45°
|
Направления ветра |
Все ветра кроме юго-западного.
|
Условия для пробежек |
Отличные
Наземная подготовка на Юцком аэродроме (август 2011 г).
|
Вплотную к парапланерному лагерю располагается взлетная полоса
аэродрома, являющаяся одновременно местом приземления и занятий
наземной подготовкой парапланеристов и дельтапланеристов.
При занятиях наземной подготовкой следует помнить о
дельталетах и легких самолетах, которые здесь тоже летают, и
обеспечивать им свободное пространство при их взлетах и особенно
приземлениях.
|
Условия для планирующих полетов |
Отличные
Старт с вершины восточного склона Юцы (август 2013 г).
|
Все склоны в местах стартов пологие и покрытые травой. Камней на
стартах почти нет. Склоны ровные, широкие, без существенных
препятствий.
Вплотную к лагерю находится взлетная полоса аэродрома, с которой
летают дельталеты и легкие самолеты и которая одновременно
является штатной посадочной площадкой парапланеристов. Промахнуться
мимо нее при приземлении очень затруднительно.
Посадки на кусты чаще всего происходят, когда кто-либо из новичков
теряет высоту и вместо того, чтобы спокойно уйти на посадку под
гору в долину, тянет к аэродрому на минимальной высоте и, не дотянув
до взлетной полосы, вьет гнездо на кустах парапланерного лагеря.
|
Условия для парения в ДВП |
Отличные
Парение в ДВП на восточном склоне Юцы (август 2017 г).
|
Юца развернута своим основным широким склоном в направлении
господствующих здесь восточных ветров. Динамик образуется
при ветре от 4 м/с. Смелые и умелые пилоты могут стартовать
прямо от парапланерного лагеря, который находится на плато
с превышением над долиной около 50-70 м. Учебные полеты
лучше проводить с середины склона с Огурца или, при слабом
ветре, с вершины.
Вечером на закате ветер может развернуться на юг и тогда
начинает работать южный склон плато.
При западных ветрах можно парить над поселком Юца. В этом случае
следует соблюдать определенную осторожность. В своей нижней части
склон покрыт лесом и пилоту нужно сохранять запас высоты, чтобы ее
хватало долететь до парапланерного лагеря и приземлиться на
аэродроме.
|
Условия для маршрутных полетов |
Отличные
В маршрутном полете над г Ессентуки (август 2016 г).
|
Высоты склона над долиной в 260 м более чем достаточно для
обработки термических потоков и уходов на маршрут. Очень удобно,
когда дует стабильный ветер и можно, при ожидании стартового
потока, отвисеться у склона в динамике.
Внизу под горой поля. Они дают достаточно активную и предсказуемую
термичность. Вместе с этим нет никаких проблем с посадками,
если конечно не залетать на малой высоте в поселок Юца или в город
Ессентуки.
Сеть дорог и наличие автобусного сообщения в районе Юцы обеспечивают
достаточно комфортные условия для подбора и возвращения пилотов на
старт после маршрутного полета.
Юцу можно смело рекомендовать как отличное
место для обучения маршрутным полетам в термиках.
|
Условия для полетов на парамоторах
|
Отличные
Приземление парамотора на Юцкий аэродром (август 2014 г).
|
Аккуратно выровненная и выкошенная взлетная полоса местного аэродрома
идеальна для старта и приземления парамоторов, паралетов и дельталетов.
Единственное, что следует иметь в виду это небольшой уклон
взлетной полосы в направлении с запада на восток. При старте на ранцевом
парамоторе при западном ветре поднимать крыло и разбегаться приходится
в горку.
В случае вынужденной посадки при отказе двигателя, поля вокруг и сеть
дорог обеспечивают пилоту-парамотористу беспроблемное приземление и
подбор практически в любом месте.
|
Координаты
Поворот из Пятигорска к Юце (1):
N 44° 01.3034' E 043° 05.0713'
Начало крутого заезда на Юцу из поселка (3):
N 43° 58.4870' E 043° 00.8797'
Мостик и брод через реку Юца (4):
N 43° 59.1020' E 043° 02.7778'
Вход в парапланерный кемпинг (5):
N 43° 58.4566' E 043° 01.8994'
Вершина горы Юца:
N 43° 58.1571' E 043° 01.3574'
Проезд на автомобиле
От Москвы до Юцы примерно 1600 км. Если ехать со
скоростью 90-110 км/ч, среднепутевая получится около 80.
Это 20 ходовых часов, плюс кому сколько понадобится времени на
поспать в дороге. Возможны два варианта маршрута. Первый по
трассам М4 и М29 через Воронеж, Ростов на Дону, Кропоткин и
Минеральные воды. Второй по трассе Р22 через Тамбов, Волгоград,
Элисту и Буденновск с выездом к Пятигорску.
Платная М4 для тех, кто любит ездить "с ветерком".
Встали на М4 и катимся все время по главной, не забывая оставлять
денежку в пунктах оплаты, сначала до Ростова-на-Дону и затем до
поворота на Краснодар. Платная магистраль М4 повернет направо на
Краснодар, а нам прямо. И снова главная дорога. Теперь М29: Кропоткин,
Армавир, Невинномысск, Минеральные воды и Пятигорск.
Бесплатная Р22 для тех, кому комфортно на скорости, не
превышающей 100 км/ч. Заправок ощутимо меньше, чем на М4, но
проблем с бензином нет. Населенных пунктов на трассе почти нет.
Пристроились за каким-нибудь междугородним автобусом и топаем
любуясь на окрестные пейзажи. Единственный медленный участок
это Волгоград. Объездной дороги нет. Около 50 км
неторопливо едем по городу. В Волгограде рекомендуем заправиться
так как в Калмыкии гарантированная заправка будет отлько в
Элисте. Далее Калмыцкие степи, за ними город Буденновск, который
лучше обойти справа по объездной дороге, Ставрополье и Пятигорск.
В Пятигорске с центральной улицы города (проспект Калинина)
по указателю повернуть на Юцу (1).
Через 100-200 м после поворота развилка. На ней направо. Едем
до въезда в поселок Юца (2). Далее
возможны два варианта: крутой короткий подъем из поселка или более
длинная, но пологая дорога полями.
Крутой короткий подъем.
От въезда в поселок Юца едем по главной дороге примерно 3-4 км
до его центра (небольшая площадь, магазины, Сбербанк, Поликлинника,
чуть дальше слева Дом культуры). Примерно через 200 м после
Дома культуры влево в гору уходит грунтово-щебеночная дорога
(3). У начала крутого подъема
развилка. Вам влево на подъем по кромке склона. Поднимаемся на
крутой подъем и через 2 км вы в парапланерном лагере
(5).
ВНИМАНИЕ
На подъеме много камней и промоин. Владельцам машин с низкой посадкой
рекомендуем сначала пройти ногами первые 200-300 м подъема и
критично оценить, сможет ли по этой дороге проехать Ваше авто.
Длинный, но пологий путь полями.
Через 100-200 м после въезда в поселок слева гостевой дворец. Сразу за
ним повернуть налево на поселковую улицу и ехать до ее конца. Там еще раз
налево и, после выезда из поселка, направо и сразу налево вниз к реке Юца.
Переехать реку по небольшому мостику (4).
Поднявшись на противоположный берег, проехать чуть вперед, повернуть направо
и по этой дороге подняться на плато. Подъем пологий, дорога ровная. Если
грунт сухой, то без проблем проедет любая машина. После заезда на самый
верх плато еще один правый поворот и вы на финишной прямой к парапланерному
лагерю (5).
ВНИМАНИЕ
Грунтовая дорога подъема на плато проходима только в сухую погоду.
После сильного дождя мокрый чернозем скользит как масло! Если вы
приехали сразу после дождя, рекомендуем подождать пока дорога
подсохнет (обычно достаточно 3-4 часа).
Проезд на поезде
Правильный поезд (без заезда на Украину): 004 из Москвы до
Пятигорска и 003 из Кисловодска в Москву. Отправление из Москвы в
8:20 с Казанского вокзала. Прибытие в Пятигорск в 09:55 (время в пути
25 ч 35 мин). По приезде в Пятигорск, сказать любому таксисту
на привокзальной площади парольные слова "Юца-летать" и он
довезет или до лагеря, или до центра поселка Юца (далее пешком 2 км).
Если такси дорого, то дойти пешком до площади у Верхнего рынка (от ж/д
вокзала налево в сторону горы Машук примерно 1-1.5 км) и оттуда на
автобусе 110 доехать до центра поселка Юца. Остановка "Дом
культуры". Выйдя из автобуса, пройти примерно 200 м по дороге
по ходу движения и повернуть налево на грунтово-щебеночную дорогу,
поднимающуюся на гору (3). Идти по ней
пока не придете в лагерь примерно 100 м по вертикали вверх и
2 км по горизонтали (5).
Проезд на автобусе Москва-Пятигорск
Отправление каждый день от Казанского вокзала в 10:00. Время в пути
24 часа. Подробнее здесь:
http://www.mrtrans.ru/articles/view/57/
Из Пятигорска до Юцы ехать на такси или рейсовом автобусе 110.
Автобус проходит по проспекту Калинина мимо автовокзала.
Организация быта и проживания
С 1986 г на горе действовал, как штатная структура ДОСААФ,
Ставропольский краевой дельтапланерный клуб (СКДК). Весной 2015 г
СКДК был закрыт его учредителем, но жизнь на Юце на этом не остановилась.
Этой же весной 2015 г была создана Ставропольская Федерация
СЛА. Руководитель Олег Солодухин (телефон:
8-928-013-11-60).
В организованном Федерацией на горе Юца кемпинге имеются:
питьевая вода;
кафе (открывается
рано утром и работает до глубокого вечера);
душ (и холодный, и горячий);
туалет (чистый);
газовая плита;
навес для посиделок;
электричество для зарядки приборов;
места для установки палаток;
стиральная машина;
домики
типа "строительная бытовка" (договариваться нужно заранее).
Федерация может обеспечить вызов такси для встречи приезжающих и доставки их
на гору из Пятигорска (поезд, автобус) и Минеральных вод (самолет), а также
отправку уезжающих на вокзал в Пятигорск или в аэропорт Минеральные воды.
С подробным описанием цен и условий проживания на горе Юца можно ознакомиться
на сайте Ставропольской Федерации
СЛА. По вопросам организации быта, заказа домиков и встречи приезжающих
можно обращаться к Ашоту: 8-928-326-77-24.
Ближайшие медицинские учреждения
Городская клиническая больница г Пятигорска:
г. Пятигорск. ул. Пирогова, дом 22.
Телефон: 8-962-025-44-90
Координаты для навигатора: 44.0462,43.0670
Предгорная центральная районая больница:
Предгорный район. Станица Ессентукская. ул. Павлова, дом 4.
Телефоны: 8-879-615-11-01, 8-879-615-12-03.
Координаты для навигатора: 44.02876185,42.88068775
Немного истории становления Юцы
Первый начальник СКДК Дилергиев П. Н. с парапланом СПП-30.
Лагерь СКДК в 1988 г.
"Утэшка" УТ-1.
С нее начинались серьезные полеты.
|
1975 г. первые полеты на Юце. Первооткрывателями дельтапланеризма
на Кавминводах были Максимов А., Трошенков М., Поздняков П.
1986 г., осень образовался Ставропольский Краевой
Дельтапланерный Клуб (СКДК), как подразделение тогдашнего ДОСААФ.
1987 г. первые соревнования по дельтапланеризму, проведенные на Юце:
Кубок Победы.
1988 г. первый полет с Юцы на параплане совершил Александр Клепов,
позаимствовав его у одного из приехавших на Юцу немцев-дельтапланеристов.
1990 г., сентябрь первые инструкторские Всесоюзные сборы по
парапланеризму. Чемпионат России по дельтапланеризму.
1991 г., август первый (и последний) чемпионат СССР по парапланеризму.
С 1994 г. чемпионаты России по парапланеризму традиционно проводятся на Юце.
С 1994 г. на Юце проводится Детско-юношеский чемпионат СНГ по парапланеризму.
С середины 90-х Юца превратилась в место паломничества пара и дельтапланеристов
со всего бывшего Союза ССР.
С 1997 г. на Юце проводится ежегодный Фестиваль Авторской Песни. В один из
июльских дней на Юце собираются сотни любителей этого жанра, презжающие со всего
Юга России
1998 г., Юца место проведения чемпионата СНГ по парапланеризму.
С 1998 г. на чемпионатах России ставятся (и выполняются!) упражнения мирового
уровня: полет до цели 50 км., полет с возвращением 30 км.
2000 г. наибольшее количество участников в Чемпионатах России
72 человека.
2015 г., весна СКДК закрыт его учредителем. На Юце сформирована
Ставропольская Федерация СЛА. Руководитель Олег Солодухин.
История Юцы продолжается возможно, какие-то новые
строки в нее будут вписаны Вами...
|