Лого клуба "Первый шаг" Парапланерный клуб "Первый шаг"
+7(916) 956-5621
Контакты | Поиск | Форум









Система Orphus





География посетителей страницы

Муравей в ручье

Как-то попросили нас спасатели из Лиза Алерт помочь поискать пропавшего человека. Дедушка пошел в лес погулять и пропал. Полетное задание было несложным. Спасатели проверяли окрестные леса, а нас попросили пройтись над полями. Поля были засеяны кукурузой высотой в человеческий рост. Осматривать их с земли долго и трудно, а с воздуха с парамотора весь район поиска можно было бы облететь за час-полтора.

Поскольку дедушка пропал уже несколько дней назад и речь шла о поиске, если честно, не дедушки, а дедушкиного тела, то со взлетом можно было не торопиться. Мы с Денисом приехали на место, осмотрелись, уточнили район поиска, определились с местом взлета и спокойно сели ждать стихания дневной термички. Одним из признаков наличия термической активности является рваный ветер. Когда с земли срывается пузырь теплого воздуха, окружающие его холодные массы устремляются на освободившееся место. Находящийся на земле наблюдатель ощущает этот процесс как частые и существенные изменения направления и скорости ветра. Примерно к 19:30 воздух успокоился, и я взлетел.

Заправка полная. В воздухе молоко. Можно сказать, почти обычный вечерний экскурсионный полет над Подмосковными полями. Только маршрут нынче определялся не мной, а интересами спасателей. Держу высоту около 150 м. Поля просматриваются отлично. С земли наблюдатель видит лишь колышущееся море зеленой массы, а с воздуха как в песне: "мне сверху видно все, ты так и знай". Поле средних размеров проверяется за 4-5 проходов и 7-10 минут летного времени. Для справки: скорость парамотора составляет 45 км/ч или 750 м/мин, а с высоты 150 м я могу видеть полосу шириной около 100 м.

Последнее поле проверено. За полтора часа полета обнаружены два зайца и одна лиса. Дедушка не найден. Доклад на землю, что никого не нашел. Плавно увеличиваю обороты двигателя, набираю 300 м, и мне остается финишный переход в 2-3 км к стартовому полю.

* * *

Вдруг происходит нечто непонятное. (Подавляющее большинство неприятностей в авиации начинается со слова "вдруг".) По земле пошел шквал. Это был не просто порыв ветра, гонящий волну по траве и раскачивающий ветки деревьев. Дунуло так, что стволы вполне взрослых берез начало клонить к земле. У меня на 300 м высоты пока все спокойно, но догадываюсь, что это ненадолго. Что это? Откуда? В чем причина? Не понимаю!

Через несколько секунд стихия дотянулась до моего Хантера. Боковой удар ветра накренил крыло градусов на 40. Затем швырнул вверх и сразу же бросил вниз. Началась такая свистопляска, что скорость и маневренные возможности параплана в расчет уже не принимались. Ощущаю себя муравьем, заброшенным на щепке в бурный ручей. Пытаюсь сообразить, что делать. Садиться? Невозможно. При таких порывах ветер мгновенно потащит меня по полю вместе с 30 кг парамоторного железа на спине. Продолжать полет?.. Как и куда лететь, когда несет хвостом от площадки старта и все что я могу сделать — это лишь ловить броски крыла и компенсировать сложения? А самое неприятное — я не понимаю, кто и за что меня так бьет. Время почти 9 вечера. Небо чистое, термичка давно стихла. Откуда шквал?..

Хантер — супер-параплан. Некоторые поругивают его за "туповатость" в управлении, плохую аэродинамику и большую скорость снижения (2.5-3 м/с). Как-то один из начинающих мотористов даже спросил меня: "Ты же вроде давно летаешь. А почему все еще на Хантере?". А может потому давно и летаю, что на Хантере. Любой другой параплан уже давно бы завязало в узел. Хантер держится. Вспоминается поговорка: "Чем круче Джип — тем дальше идти за Трактором". Хантер — воздушный Трактор. Он не для спортивных рекордов, но зато держит удары стихии на 5+++.

Полет тем временем продолжается. Меня уже унесло от места встречи со шквалом на 3-4 км. Внизу пока еще поле, но дальше, на сколько хватает взгляда, плотная населенка. Садиться при запредельном ветре боязно, но дальше мест для посадки вообще не видно. Решение? Сажусь. Двигатель в малый газ и тугой спиралью вниз. Отлично получилось. Выровнялся на 30 м. Теперь главное удержать крыло от сложений и успеть погасить купол после приземления. Турбулентность швыряет Хантер по вертикали с амплитудой +-5-7 м. На очередной нисходящей волне меня буквально вбивает в землю. Удержаться на ногах никакой возможности. Кукуруза спасла. Крыло нырнуло в полутораметровый лес стеблей и спряталось в нем от порывов ветра.

Потихоньку прихожу в себя и поднимаюсь на ноги. Вдруг подлетает джип. Из машины выскакивает мужик и кричит: "Живой? Помощь нужна?". Отвечаю, что все в порядке, что я летаю не один, и подбор скоро подъедет. Мужик улыбается, желает мне удачи и неторопливо удаляется. Спасибо тебе, Мужик. Не знаю, как тебя зовут и откуда ты, но почему-то уверен, что к авиации ты должен иметь самое непосредственное отношение. Случайный человек не рванулся бы так на спасаловку.

Звоню Денису. Говорю, что сел, даю свои координаты и начинаю осматриваться. Вот она причина шквала! Со спины подкралось недоразвившееся грозовое облако. Эх. Век живи — век учись. Дождавшись стихания термички перед взлетом, я был абсолютно уверен, что вечером ничего плохого небо подкинуть не может и весь полет смотрел только на землю, а вверх тоже надо было поглядывать.

 

Мощные кучево-дождевые облака очень красивы в лучах заходящего солнца...
Мощные кучево-дождевые облака очень красивы в лучах заходящего солнца...
Но красоту эту лучше наблюдать с земли.

 

Заметка в копилочку летного опыта. Воздушную обстановку нужно отслеживать постоянно. Даже если пилот перед взлетом на 100% уверен, что никаких фокусов Небо ему подкинуть не должно, все равно надо смотреть.

 

В. Тюшин
Московская область
Домодедовский район
05 июля 2015 г.

 




Яндекс.Метрика
^Наверх