Лого клуба "Первый шаг" Парапланерный клуб "Первый шаг"
+7(916) 956-5621
Контакты | Поиск | Форум









Система Orphus





География посетителей страницы

История одного из пилотов или ода инструкторам

Вообще-то изначально это были заметки для себя как одном из самых ярких моментов в жизни как для любого человека, который достигает-таки той цели, пусть даже малой, но столь желанной, что оставляет след в его памяти как скальпель хирурга на теле — вечном напоминании о событии минувших дней.

В авиации инструктор — тот самый ПАПА или МАМА, которые дали тебе новую жизнь, провели по извилистой и опасной тропе, научили и вывели в другой мир. Всегда в мире авиации, со времен ее зарождения, первый инструктор — это как святой в церкви для человека, которого он взрастил и указал путь. Для новоиспеченного пилота этот труд не столь заметен, потому как непонятен. Пилот отрывается от своего родителя и идет своей дорогой. Все как в жизни. Возможно, он достигнет таких высот, которые недоступны будут его Родителю, но это так должно быть!!! Это нормально!!!

Но чтобы понять, сколько сил физических и душевных переживаний, не рядовой ответственности требуется инструктору — нужно стать им.

Товарищи пилоты, становясь великими или просто — став, достигнув солнца, не забывайте тех, кто указал путь туда; кутал, пеленал и порол, чтобы сохранить ваше здоровье и время. Провел кратчайшим путем к успеху. Вы стали ближе к богу, опершись на плечи вас поднявшего. Бремя инструктора оставаться на земле и вести новых заблудших. Помните о навозе, на котором вы выросли такими красивыми. Просто помните. Большего ничего не требуется.

 

Инструктор не может себе позволить того, что просто вам.

Инструктор не может себе позволить того, что просто вам.

 

Итак... Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой.

C Вадимом мы познакомились в 2009 году, в Коломенском. Мое знакомство не было случайным. Полопатив интернет в поисках школ, мне показалось, что вот то, что делает этот человек, мне ближе и понятнее. Оставалось увидеть своими глазами. Что и было сделано. Понаблюдав еще за действиями инструктора, после расспросов по теме, который и представился Вадимом. Решил попробовать.

Люди знакомятся, расстаются, и это нормально. Но бывает и задерживаются по необъяснимым сразу причинам, объясняя это симпатиями к человеку, выгодой, и т.п. причинами. После двух полноценных дней тренировок остался и я. Компетентность этого человека, непринужденность, открытость, юмор и понимание на интуитивном уровне, что этот человек имеет в рукаве кучу интересных загадок и подколок незлобных, но реально позволяющими быть готовым достойно принять их и от бога Ветра, вовлекали в эту большую игру.

Должен читателям признаться, что на тот момент имел опыт инструкторской деятельности в другой близкой области и хорошо знаю, какими качествами должен обладать такой человек. Но одно дело знать, а другое воплощать в жизнь. Это совсем разные понятия. Хороший инструктор, это штучный "товар". Это в первую очередь педагог и методист, который своим примером может показать — как это и что должно получится на выходе.

Начав с Коломенского и далее со знакомством лебедки у О. Кушлевича, еще раз убедился в правильности моего выбора. Этот выбор был мой. И я не призываю следовать ему. У каждого свой путь — вот и следуйте им. Главное чтобы в результате мы встретились с вами там, в потоке и, важно, крутили поток в одном направлении. Если это так, мы были с вами у правильных инструкторов.

* * *

12 часов дня. Меняясь по очереди за баранкой авто, ищем подходящий водоем, сверяясь с картой. Жара. Завернули по дороге на приглашение "Отдохнуть, искупаться, половить рыбу" на приватизированные и окультуренные озера в густом камыше с рыбой, домиками и жаровней. Справа от трассы, буквально 200 м. Далее после Кропоткина ориентир: на кругу налево. После 14 часового броска это озеро было находкой. Чистое и прохладное с некоторым числом местных жителей под высокими деревьями в тени. В будущем оно станет обязательным пунктом остановки для нас, как и за Армавиром река Уруп у моста. Река с быстрым течением и неглубокая. Зачастую вода мутная с растворенной в ней глиной — признак дождей в горах. Но здесь водится вкусная рыба, местные называют ее усачем, за отростки у верхней губы. Рыба сильная и любит течение. Формой и размерами близка к форели.

В 2010 году, во времена сильных пожаров в Подмосковье, когда дым стоял и в Воронеже, и в районе этого города стояли пробки, мы двинулись в объезд по трассе М6. Интересная и пустынная трасса по глубинкам средней полосы. Можно у дороги, где не видно рядом ни одного населенного пункта, встретить скучающих торговцев арбузами или торговцев копченой рыбой. Зачем они стоят именно в таких местах, маркетингу не понять. Но оживляют монотонность путешествия и бодрят мозг уставших путников. Тогда купались в Северском Донце — приток реки Дон. Глубокое место и медленное, но коварное течение. Коварно оно тем, что если человек не рассчитает свои силы на обратный возврат, то бороться с ним тяжело. А особенности берега, заросшего высоким камышом, не всегда дают шанс успешно высадиться на берег. Это проверено на примере моей супруги, когда она однажды ломанулась к центру реки, но не учла этого течения. Обратный путь был сложным и совсем не интересным.

Тот 2010 год еще запомнился мне моим первым улетом от "Титьки матери Юцы", (таковой она показалась, когда топали обратно по ровному полю, слегка неровному, ну как по животу женщины, но такому мне, маленькому и счастливому в предвкушении питья и еды). Полет короткий, но такой, который запоминается на всю жизнь, а потом, через несколько дней первый полет в Чегеме. И это тогда, когда мы только освоили полеты в динамике и подошли к знакомству с полетами в термических потоках.

Это год. Всего лишь зимнее обучение слегка проба лебедки и на Юцу. Такие события без адреналина никак не проходят. Зашкаливает. Все в первый раз. Одно дело крутиться вокруг облака или горы сидя в кабине самолета, и совсем другие ощущения, когда кроме визуальных, присутствуют тактильные ощущения ветра, разницы температур, запахи, сменяющие одни другими, шум ветра в стропах и, самое главное, что ты подобен птице. У тебя есть крылья пусть и искусственные, но ты максимально возможно на сегодняшний день, можешь почувствовать свободу и величие природы всей своей сущностью и мозг начинает, повторяю, только начинает, мыслить иначе. Ты один на один с природой. В таких суровых местах вызов своему предназначению ползать, ломает мозг. И эта возможность, данная современными достижениями, не должна расслаблять человека.

Вот тогда в тот вечер, у костра я задумался — что в такие моменты чувствовал инструктор и как я бы повел себя на его месте? Однозначно — я бы не решился выпускать в первый год обучения своих курсантов в подобных условиях. Нужно быть абсолютно уверенным в себе и своих питомцах, что они справятся. (не все проходило гладко). Чегем не то место, когда можно вот так сразу забраться выше горы. Рано или поздно каждый инструктор должен устроить эдакий момент истины для проверки возможностей своих подопечных, чтобы знать, кто на что способен.

Психо-моральные качества (псих-морал) у каждого индивидуальны, и чтобы знать, в каком направлении двигаться с этим человеком, такие экзамены необходимы. В тот день нас было 3 человека у него. Напряжение и волнение инструктора, когда он стоял в тот день с нами чувствовалось, но все эмоции были под контролем. Но и уже потом, вера в свои возможности, его гордость и радость за нас — все было на его лице и, усталость... Зачет инструктору. У всех пилотов, которые побывали хотя бы раз в тех местах, вырастают как минимум три пера в заднице. Они уже "бывалые". Попрыгушки в средней полосе России — это не интересно. Вот тут начинается сложный этап для инструктора. В том случае, если пилот решит продолжить свой путь в этом направлении.

 

За каждым курсантом глаз да глаз. Каждого нужно подбодрить, похвалить, выпороть.

За каждым курсантом глаз да глаз. Каждого нужно подбодрить, похвалить, выпороть.

 

Первый полет в Чегеме.

 

И вот с такими в том числе, воспоминаниями о прежних выездах, проносимся мимо бескрайних ставропольских степей слева и возвышенностей плато справа среди жары и нежного ветра, компенсирующего зной до Пятигорска. Закупки фруктов и в Лагерь 20 часов вечера. Первые люди из нашей тусовки уже на месте: Юра и Саня-лягушонок. Радостная встреча, выгрузка новостей, ставим палатки, к завтрашнему дню готовы! С завтрашнего дня приступаем к форматированию диска в башке, причем коллективному! А до того медитация в коконах с плавным погружением в сон. Завтра новая жизнь!

Format disk C:>Enter

— А погода — Ага!

Ну чего орать возле палатки!! 6 часов утра!!! Метнуть бы гранату на голос!! Как из пропасти вынули.

— Так, это же молодым курсантам, я ж вроде уже большенький. Можно поспать. Расслабляюсь, включаю АЗС-выключатель в "пофиг" и давлю харю дальше — поглубже в подушку.

Буквально через час просыпаюсь на земле. Матрац — презент от "лягушонка" сдулся окончательно. Придется вставать. Как позже оказалось, он у него специально был настроен как детонатор на 7 часов утра, для гостей, специально рассчитанным отверстием в нужном месте определенного диаметра, именуемого "дыркой". Так, если перед сном в 23 часа его надуть, то в 7 часов его под тобой не будет. Будильник не требуется. Мдя-с. Запомним!!! А пока беру крыло и на южный склон, где Вадим уже бегает с вновь прибывшими. Погода радует. Обещает много солнца и термички. Готов помочь, чем могу в ожидании своего часа, т.е. 12 часов для этих мест.

У меня Тайран-2 свежеприобретенный. Желание попробовать. Много хороших слов слышал о конструкции как послешкольного аппарата. Учитывая, что летаю с большими перерывами, посчитал его самым оптимальным. Первые прыги с южного склона радуют. Крыло легко и надежно встает над головой без сюрпризов и напряга. К 12 часам лезем на верх. Ветер западного направления не радует. Болтаемся у горы. Крыло радует. Зачет конструктору. В будущем почти все конструкции Тайрана опробованы и облетаны, до и включительно Тайран-4. Он более всего понравился из этого семейства. Но в надежде пересесть на Спирит в будущем.

Несколько дней погода не радует. Слабый ветерок. Слеты и тренинги курсантов. Помогаем по мере возможностей и необходимости Вадиму, бесимся и прикалываемся. Отношения в коллективе прекрасные. И снова работа того же инструктора. Архи важно и нужно создать, и поддерживать отношения в коллективе-семье. Никогда у Вадима не было сложностей в этом отношении и хотелось в эту тусовку снова и снова, как домой в семью после работы.

Несколько прыгов с горы и слабые полеты в динамике. Не интересно. В один из таких дней Тюшин словил-таки поток на своем Дарт-ваде и выпарил над стартом. Я стартовал за ним, но пока боролся за высоту, он исчез из моего поля зрения. Нашли его в бане в Светловодске!!! (1-е фото)

Саня Копосов бомбил цель. Разными точками своей тушки. Саня Петров наматывал км вокруг горы. Понаблюдал за инструкторами других школ, в том числе, которые выпускали в полет с радиоведением. Как-то стремно показалось. Но оно работает! В общем, жизнь на Юце шла своим чередом.

* * *

Но вот ветер сменил свое направление на юго-восток. Это как перестановка мебели в квартире. Все по-другому! Можно нормально повисеть в динамике, но главное — "жизнь налаживается"! 4 м/с маловато, но термичка помогает. Вниз сливаться не хочется. Следим внимательно за подходящими потоками. Они есть и много, но слабоваты. Все это безобразие венчается красивыми шапками кучевых облаков, но вот незадача — они огибают гору и слабый динамик не позволит добраться до потока. Несколько попыток и… пешком обратно. Напрягает, но интуитивно понимаешь, что сегодня есть шанс. Просто быстрее в гору бегать придется, чтобы не упустить этот шанс. Облака рождаются на глазах и через 15 мин уходят за гору. Просто классика, как в учебниках.

Поймали, таки! Набор 300 м над горой, как рекомендует Вадим, да и он тут как тут. Кивок в знак согласия головами и пошли с южной стороны, над Юцой. Поток широкий, но отцентровать не получается. На вариометре +0,5 — -1, но идем. Перевалив за поселок поток начинает дробится. Вертикальная переходит в маленький минус, который увеличивается. Попытки найти плюса приводят только к еще большей потере высоты. Все. Поле с белыми цветами гречихи мое. Нежное, как перина. Не дотянул до обрыва, после которого был еще шанс метров 30-50 иметь высоты в запасе. Вадим выше и севернее нашел-таки слабый пузырек и с ним ушел в направлении озера. Но не так далеко. Первые ощущения — обидно. Все так хорошо начиналось. И, тишина!!! Упаковался. Пешком обратно. Время упущено, сегодня уже никак. Топать далековато. Можно посмотреть на окрестности и гору, как маяк вдали. Далее кратчайшим путем по полям белой гречихи. 2-я попытка окончилась с таким же результатом. Оторвался от мамки и все.

Топаю через Юцу с ее сельским колоритом. Останавливается автомобиль, из него священник в белой одежде, приветливо кивает мне головой, я в ответ эдак, ручкой. Он сотворяет в воздухе крест в моем направлении. Во, блин… неожиданность. Но приятно! В благодарность рот до ушей и легкий поклон головой. Он принимается. Как-то веселее стало! Вроде как тебя понимают, принимают и благословляют на это дело. Может быть мы все ближе к богу с нашими тараканами в голове. Малая авиация, однако, но она выше на голову хотя бы, но выше!!??

А впереди день ВВС. А в магазине виски, коньяка не меряно. Ну как не загрузится по настоятельной просьбе жаждущих. Пусть отсохнут мои ноги, но надо! В лагерь, излить эмоции, а… — нет никого…, оказывается для всех день еще продолжается. Странно. Я же уже… отлетался:))

К 16 часам подъезжает улетевший на озеро Вадим и готовится к вечерним прыгам с курсантами на Южаке. Но мордашка уставшая. Ну, что ж. В таких случаях коллективный разум ему в помощь. Вечерние прыги это активный отдых для тех, кто сегодня набегался на гору. Одновременно и помощь инструктору кто чем может, и пассивное обучение для опытных, и просто пообщаться с себе подобными. Это отдельная программа для тех, кто в теме. И она является особым колоритом и негласной программой в конце дня, которую венчает ужин, разбор полетов и посиделки у костра тех, кто еще в состоянии сидеть. Это ж так прикольно, когда, расслабившись после трудного дня, практически в прострации, видишь, как в сумерках приближается силуэт с рюкзаком. Фокусируешься, а это Саня Петров.

Он сегодня целый день в мыле до 17 часов ловил потоки в Ставропольском крае. Причем делал это бегом по полям с крылом. Откуда столько сил? Затем сквозь сон звучит его вопрос. Так, — что-то не то в его вопросе? Тишина. Все замерло на этой планете. Мозг дешифрует эмоциональную речь, обращенную к инструктору:

— Вадиимм, как обрабатывать потоки????!

Хохот на весь лагерь!!!! Занавес. На сегодня все!

Саня, ты просто чудо!!!

* * *

Ну а с утра ветер. Погоды нет. Что делать? А поехали в Домбай. Мы там не были! 20 мин на сборы. Нас много. Живописная дорога через Кисловодск. Где-то здесь рождаются облака, собирающиеся в кучевку, и если они прорываются к Юце, то хороших осадков не миновать. Виды открываются чудесные с горками, горами и вертикальными столбами облаков над ними. Вот где прет!!! Как маленькая Швейцария. Только мечети напоминают, что мы не там, где мы хотели бы быть.

Вдали показываются высокие строения у подножья горы — гостиницы. Уже понятно — приехали. Ну, это отдельная тема. Всем, кто читает это, рекомендую проехать этой дорогой: Юца, Ессентуки, Кисловодск, Карачаевск, Домбай. Незабываемые эмоции, тем более с хорошей, приятной компанией. По дороге семейные ресторанчики у реки с только что выловленной форелью и доступными ценами. Можно остановиться и на ночь. Вот только Юрка все сетовал, и не мог никак успокоится. Не взял с собой крыло. Когда еще будет такая возможность полетать в таких местах!

От расстройства взял стакан горячего глинтвейна (это уже на самом верху), но не осилил. Вторая часть стакана вошла с жадностью в меня залпом. Через минуту ноги у нас стали ватными. Хотелось прилечь где-либо. Расслабление моментальное от малой дозы, а нужны силы в таких местах!!! Понятно. Запомним. К спиртным напиткам в высокогорье нужно осторожно относиться.

Об истории освоения Домбая парапланеристами лучше расскажет Вадим. Он много чего нам рассказывал на эту тему. Я не хочу искажать информацию. Скажу только, что нужен полный день на это путешествие.

 

Домбай.

 

* * *

Судя по моему сдувшемуся матрацу, должно быть около 6 утра. Точно.

— А погода, Ага!! — Блин, ну как можно спать по 5 часов сутки??? Надо шефу выразить протест! Завел матрац еще на 2 часа. В 8 подхожу к Южаку с твердым намерением — ща скажу!! Но его радостная и довольная физиономия не позволяет мне это сделать. Язык не поворачивается. У человека счастье. Не знаю, отчего оно в такое время суток?

Сегодня день ВВС! Прохладное утро и яркое солнце, первые барашки облачков. Быть хорошей термичке. Возможно, это шанс улететь сегодня. Собираюсь, сегодня настраиваюсь только на позитив — улетать. Никаких сомнений. Рассчитывать время подходящей погоды и просчитывать все до мелочей, чтобы вот из положения лежа прыгнуть в подвеску и улететь, куда и насколько хочется, возможно, и очень круто, но, когда ты уже истоптал все у горы и уперся в эти границы, пренебрегать, выпендриваясь, ярко выраженными признаками хорошей погоды не годится. Вылезаем на гору заранее.

 

Как увидеть подходящий термик — следите за руками инструктора.

Как увидеть подходящий термик — следите за руками инструктора.

 

Ветер около 8 м/с. Облака растут на глазах, термики накатывают. Первый старт — завязка справа с клевантой. Кое-как пару галсов и сажусь на гору разобраться. Первая попытка в холостую. Обидно. В это время Вадим и Юрка тоже стартовали. Слышу издалека голос — пошел. Вадим уходит под проходящее мимо облако с хорошим набором. Он первый. Значит далее каждый сам за себя со сбором на озере. Подходит партия красноречивых облаков — вот щас... Но обходят гору стороной — не успею. Сливаться вниз не хочется. Времени немного. Выбираю подходящий момент. Стартую. Попал, набор 100 м над горой и потерял. Смещаюсь в место, где почти всегда что-то есть — к помойке. Задача не слиться и держаться максимально долго, пока не подойдет поток. В тот день облака были настолько хорошим и безошибочным признаком потока, что размениваться на поиск с риском слиться не хотелось. Вот в стороне вижу несколько крыльев, которые были выше и смогли достичь облака. Как они с хорошим набором встали в спираль и ушли за гору. Ну не может быть, чтобы мне сегодня не повезло!! В состоянии азарта, динамик помогает. Но все же явно маловато высоты. Еще метров 100 бы? Оживает рация и Вадим сообщает, что он на озере и ждет всех.

 

Юрик стартует.

Юрик стартует.

 

Продолжаю охоту за облаками. За теми, до которых я могу достать и многообещающими. Вот, вроде нужное облако — пошел. Но облако не спешит как прежние, к горе и оказалось далее, чем я предполагал — теряю высоту, но нащупал +0,5. Медленно возвращаюсь на исходную. Ко мне спешат еще 2 крыла, которые так же ошиблись. Возвращаюсь к "Огурцу" и моментально набираю в крутой спирали 150 метров над вершиной. Болтанка. В подвеске как мартышка в клетке. Появляется боевая дрожь и самое чувствительное место пилота подсказывает — вот оно. Сейчас все будет. Смотри только в оба! Вот он! Есть! Кручу. Не выпасть бы. Центрую.

Оживает рация: "Юрка на озере. Саня, тебя долго ждать?" Неудобно отвечать, руки на клевантах, рация в кармане. Изворачиваюсь: "Вадим, обо мне не думайте — поступайте по ситуации. Я сам". Оно конечно приятно, когда тебя ждут, но я еще не уверен, что не рухну на полпути, как прежние разы. Однако это уже вызов. Артем на озере был, Юрка там. А я? Нет, этот подлый инструктор явно издевается надо мной, а каким тоном со мной так разговаривает, как будто я на горе сижу, а не сражаюсь с природой. Ах ты… Пока налаживал связь, выпал из потока, ну и ладно. Впереди все равно не вижу перспективы дальнейшего полета. По курсу голубая дыра. То есть чистое небо без единого облачка.

Внизу раздуло и стартовать стало проблематично. Кто не успел взлететь — опоздал. Саня Копосов где-то в поредевшей толпе болтается ниже. Справа и слева 2 крыла. Все. Но есть высота. Можно ломануться за гору, но никакой гарантии. А время подождать еще есть. Как вдруг взгляд в сторону и оба-на, вон облако над горой растет на глазах, как же я не обратил внимания на него еще совсем маленькое. Я над помойкой. Высота 150. Несусь на акселе к нему. По пути ловлю +2, +3, +4 — становлюсь в спираль и с потоком за гору. Все. Обратного пути нет. Почему инструктора всегда все усложняют?? Я снова центрую поток и что? Оживает рация: "Саня, ты где?"

— "В спирали". Хватит. Опять потеряю. Ко мне спешат еще 3 крыла с разных сторон. Приятно, я-то первый. Распирает от гордости. На высотомере 500 м над горой. Где-то внизу Юца. Я у основания облака. Оно широкое и мокрое. Периодически теряется земля из виду. Облако настолько видится большим вблизи, что кажется лети куда хочешь, оно выдержит. Полетел куда хочу. Минус 0,5. Возвращаюсь обратно, а там уже и все минус 2. Вот вам и временной фактор. Жизнь облака ограничена. Ну, что ж тогда просто вперед, туда где должно что-то быть. Индикатор биологический меня уверяет в этом. Времени 14:00. 2 крыла остались сзади и один синенький несколько выше меня. Даешь Ессентуки. Озера хорошо видны! Банзай! Впереди хорошие желтые поля. Бывал я там уже. Учитываем рельеф местности. Минус 0,7 вертикальная по усреднителю, это уже радует и обнадеживает. Потоки есть. Надо искать. Впереди рыжее пятно и лесополоса.

Пятно — значит есть температура, лесополоса — триггер. Корректирую курс. Высота около 200 м. Сзади 3 крыла, идем "расческой", наблюдая друг за другом. Один заметался внизу, похоже его полет закончился. Подхожу к пятну, есть 0 +0,5. Держаться! Спираль узкая, но крен заламывать нельзя. Теряется качество крыла. Балансируем в подвеске. Обкручиваю, только аккуратно. Высота небольшая, поток узкий. Вот центр, всего +1, но на высоте 200 м это гораздо веселее, чем +7 на 700 м. Вижу, что метавшееся внизу крыло ринулось в мою сторону. Вроде успел, начинает набирать. Подходят остальные чуть выше. Поток теряет интенсивность. Но высоты удалось поднабрать, а главное с этим потоком я еще продвинулся ближе к озеру по ветру. Решаю бросить поток. Высоты дойти должно хватить, хотя бы в долете. Впереди на траверсе озер горит поле и по дыму виден уверенный очередной термик.

"Саня, ты где?" — голос Вадима. Контролирует, однако? И как всегда, когда клеванта затянута в крайнем витке. Ну, что ответить: "Ну вот тут, подлетаю". "Это в толпе из 4-х? Ты какого цвета?". "3-й снизу, или 2-й сверху. Крыло желтое, морда синяя. Что быстрее увидишь". Далее над полем +0,5. В горизонте. Просто кайф. Держусь южнее озер вдоль дороги с расчетом обогнуть Ессентуки, если наберу достаточно высоты. Пока 500 м. Впереди на окраине города поток, обозначенный дымами. Вокруг пух, какой-то мелкий мусор и даже перо обгоняют меня по вертикали, запах сена. Хорошие признаки. Все как в учебнике. Осматриваюсь. Надо мной только синее крыло, которое постоянно выше меня. Оно более тонкое. Похоже на 2-ку. Куда мне с моим Тайраном, загруженным по верху вилки, на грани перегруза. По моим наблюдениям, он вообще не парится. Он просто спокойно и лениво летит куда хочет, но, если впереди есть кому показывать дорогу, почему бы не воспользоваться и полетать не напрягаясь.

Я же как на войне. Мдя-с, качество комфорта гораздо выше, наглядно. Ну вот и Ессентуки. Надо принимать решение, куда лететь. На Озеро, как договаривались, или дальше. Нас двое, лететь дальше очень хочется. Следующий раз, когда еще такое будет? Напрягаюсь. Времени около 15 часов. Болтаюсь на окраине города. Высота 500 и никак не растет, но и не падает. Впереди куча развязок дорожных, хватит ли высоты, чтобы перемахнуть, если совсем все скиснет? Есть неуверенность. Синее крыло, взяв меня за центр, поскольку я стараюсь держаться в 0, потопало в направлении юга города и немного в сторону. Вернулся ничего не найдя. Стоим. Вероятно, тут уже начинает работать телепатическая связь. Начинаем понимать друг друга. Похоже оба в неуверенности.

— Саня мы в крайнем домике. Вот я вышел: активизировался шеф. Едва вижу двигающуюся тушку из домика. Созревает решение, бросить монетку.

— Вадим, если приз отдашь, лечу к вам, если нет, пойду дальше. Шантаж явный, но в соревнованиях без хитрости очень нелегко. Условие было кто первый прилетит — однозначно Юрик выиграл. Но почему бы не понаглеть, если за это ничего не будет? А Юра? Ну, Юра простит. Он молодой, но опытный и для него это все просто развлечение. После недолгой паузы последовало неуверенное утверждение. Дятла мне вручат, и я готов проставиться. Победа. Ну что ж пошел к озерам. Ветер навстречу, пошли минуса. Да, против ветра или маршруты с участками против ветра это несколько иначе все. Впереди в поле падает желтое крыло. Юрий из Орла, мы познакомились как-то на предыдущих выездах.

Высоты как раз хватает чтобы сесть рядом с домом. Сажусь. Из кустов вылетает Юра-папуас и фиксирует исторический для меня момент. Все свершилось и даже как-то грустно. Как-то все быстро. Эмоции, как будто год не виделись. Как хороши и незабываемы эти моменты. Искупались в прохладном озере и в обратный путь пешком. Но местные парни знают, что сегодня день ВВС и тут же подхватывают нас за символическую плату до лагеря. О, как приятно быть пилотом в день ВВС. Ну а Саня Копосов не успел. Улетевши за гору, не дошел немного до озер, о чем скромно поведал позже.

 

Озеро-цель под ногами. Остается точно зайти на посадку.

Озеро-цель под ногами. Остается точно зайти на посадку.

 

Ура!!! Финиш!!! Долетел!!!

Ура!!! Финиш!!! Долетел!!!

 

Встреча на озере. Слева направо: Юра, Вадим, Саня.

Встреча на озере. Слева направо: Юра, Вадим, Саня.

 

Вечером застолье и раздача слонов. Возлияния в меру, посиделки, выплеск эмоций.

Ну а утром, как только срабатывает будильник Копосова, —"а погода-то АГА!"

А мне пофиг. Я БЫВАЛЫЙ! Подкачиваю будильник на 10:00. Вот оно счастье!

Неторопливо выхожу к Южаку. Там уже заканчиваются попрыгушки с курсантами. У Тюшина рот до ушей. Он в своем мире. Похоже все складывается очень хорошо и даже более. Как говорил Л. Броневой в известном фильме: "когда доктор сыт и больному легче". Вот такая аллегория к настроению в коллективе. Потому и возникают такие вопросы глядя на рутинные дни инструкторов:

— Чему они радуются как дети и что их так огорчает? Рутина, ничего нового, одно и тоже столько лет, почему не бросят все и живут, летают в свое удовольствие, как все!!

Думаю, огорчает неоцененный труд, вложенный в курсантов. Нет, не деньгами вовсе он измеряется. Как думаете?

А что радует? Радует, наверное, когда вчерашний курсант, невольно становясь продолжением инструкторского "Я", уходит на высоту и творит там красивый полет, на который у инструктора, привязанного к новичкам и учебным площадкам, часто не хватает времени.

 

Клуб "Первый шаг" на выезде: Юца-лето-2010.

Клуб "Первый шаг" на выезде: Юца-лето-2010.

 

Я благодарен всем членам нашей тусовки, с которыми меня сводила судьба, под управлением Вадима Тюшина. Лично мне всегда было комфортно в компании с ним и с теми, кто был рядом с ним в эти годы. Ну, а Юра великодушно уступил птичку и радостно поздравил меня с первым успешным улетом. Мне кажется, Вадим решил этот психологическую загадку верно. Я это все помню. И меня радует такое взаимопонимание.

 

Кружка для изучения района полетов. И птичка.

Кружка для чая, кофе и изучения района полетов, а птичка — награда за маршрут.

 

С тех пор появилось много интересных молодых ребят уже проявивших себя в Соревнованиях. Пацаны, это классно!! Это круто!! Это не футбол гонять, тупя на площадках днями. Это доступно и возможно для любого желающего. Только желания должны быть осознанными.

Этой же фотографией, которой начал, хочу и закончить. Помните своих инструкторов. Вы уходите, они остаются, чтобы вести в путь следующих. Это традиция авиации!

 

Инструктор не может себе позволить того, что просто вам.

 

А. Дьяченко
Москва — Юца
2009-2019

 




Яндекс.Метрика
^Наверх