Лого клуба "Первый шаг" Парапланерный клуб "Первый шаг"
+7(916) 956-5621
Контакты | Поиск | Форум









Система Orphus





География посетителей страницы

Зимний термик

Зима 2012-2013 г выдалась славная. Это только на календаре март — весенний месяц. В Вяжах на Новосильском склоне снег лежал, как положено: девчатам по пояс будет. Однако солнышко уже повернуло на весну и даже начало слегка греть лицо, если спрятаться от ветра в какой-нибудь ложбинке.

Погода стояла шикарная. Яркое солнце и ветер точно в склон 3-4 м/с. Самое то, что надо для учебных полетов на параплане. Летаем. "Прыгающие" курсанты прыгают по своим программам. Лариса допрыгивает "несимметричные сложения". Ася отрабатывает "посадку в цель". Начинающие парители Денис, Игорь, Андрей и Саня парят в динамическом потоке. Денис отдал мне ключи от своей машины, чтобы не потерять, и теперь довольный болтается над стартом, наблюдая сверху учебные прыги девчат. Игорь улетел к спортивному старту. Андрей после долгого перерыва, восстанавливая навыки пилотирования, носится над всем склоном. Саня прямо в полете постанывает, что Асин Джой, на котором ему дали немного прокатиться, летает ощутимо лучше его Блюза. В общем, идет нормальный учебный процесс.

Я стою на старте, контролирую полеты, облизываюсь, глядя на погоду, и вспоминаю поговорку "сапожник без сапог". Покататься в динамике хочется, но пока курсанты в воздухе, инструктору положено быть на земле. Иначе за всеми не уследить, а это вопрос безопасности. Основное внимание прыгающим девчатам, но на парителей тоже посматриваю. А там интересно. При ветре 3-4 м/с парапланам полагается едва держаться на уровне старта, а они периодически до 50 м над склоном выпаривают.

Денис! Благодетель! Или может быть, просто замерз? Денис спускается на старт, говорит, что готов присмотреть за девчатами и у меня появляется возможность тоже подлетнуть. Распаковать Дарт-вада минутное дело и вот я уже в воздухе.

Осматриваюсь. Воздух холодный и плотный. Динамик держит параплан уверенно. Приземной турбулентности от неровностей рельефа почти нет. Прохожу от учебного старта до спортивного. Везде все стабильно. Суперский день! Идеальные учебные условия! Далеко не каждый день бывает так, что можно с одного старта и парить, и прыгать. Делаю еще пару проходов вдоль склона. Пролетая над учебным стартом, поглядываю вниз: девчата прыгают, Денис контролирует. Все хорошо, и я могу позволить себе немного отвлечься от учебных полетов и покататься просто в удовольствие.

На очередном проходе примерно на середине пути между учебным и спортивным стартами над березками параплан начинает мягко, но достаточно интенсивно набирать высоту. Короткими "восьмерками" стараюсь удержаться в зоне подъема: 30 м над стартом, 50, 70. Подъем продолжается...

 


При ветре на учебном старте 3-4 м/с парапланы периодически
выпаривали над Новосильским склоном до 50 м.

 

Не понял! При ветре 3-4 м/с и склоне 50-60 м динамика с высотой выпаривания 80 м над стартом быть не может! Это что? Термичка? Зимой? Откуда!?! Делаю виток спирали. Набор высоты продолжается. Делаю второй виток, третий, четвертый. Над стартом 120 м и меня постепенно выносит от склона к садам. На вариометре уверенные +0.5 м/с. Однозначно термичка!

Нужно принимать решение: бросать термический поток и возвращаться или продолжать крутить, но тогда уже улетать без вариантов. Чувство здравого смысла разумно подсказывает, что дорог внизу нет, подбора не будет, а идти пешком после приземления по целине по пояс в снегу весьма непросто и небыстро (чем дальше улетел, тем дольше возвращаться). Но тут же Чертенок-провокатор на плече быстро-быстро затараторил в ухо, напрочь забивая все "разумные" опасения: "Ты что? Бросишь зимний термик, о существовании которого еще пол часа назад даже не предполагал? Ты же все равно от горы уже оторвался. Все равно возвращаться по пояс в снегу. Километр или два-три — какая разница? А вдруг получится набрать высоту? А вдруг получится слетать зимний маршрут? Неужели проигнорируешь возможность улететь зимой с 50-ти метрового склона!?!".

Мозг переключается с полу-расслабленного состояния покатушек у склона на спортивный азарт полетов в термичке. Доклад на землю: "Это Вадим. Нахожусь над ближней границей садов. Высота над стартом 160 м. Вертикальная стабильно +0.5 м/с. Улетаю". Почти тут же отклик Дениса: "Вижу тебя. Улетай. Подбор будет". Полеты — мероприятие комплексное и коллективное. Как же здорово, улетая на маршрут, чувствовать, что друзья рядом.

Решение на маршрут принято. От горы оторвался. Но теперь совершить полет "на длинность" и плюхнуться в 1-2 км за склоном совсем не хочется. Улетать так улетать. А пока нахожусь в стартовом потоке, надо быстро сообразить, где искать следующий термик.

Термики живут над наиболее прогретыми участками местности. Летом это, главным образом, сухие поля, но сейчас зима. Ситуация иная. Поля белые, лес темный. Солнце будет греть, прежде всего, леса. Получается, что термики надо искать над лесами, но при этом все время помнить про запас высоты, для безопасного ухода на поле, если поток найти не получится.

Стартовый поток развалился, но 350 м высоты он дал. Спасибо ему за это огромное. Впереди чуть левее невысокий ельник. Летом елки холодные и над ними можно встретить только нисходящие потоки, но сейчас логика работает наоборот. Подлетаю с высотой 250 м. Иду по ветру через середину ельника. Елки перелетаю уверенно. За елками овраг. Над дальней границей ельника почти у оврага раздается короткий писк варика. Над елками 200 м. Максимум, что могу себе позволить — это два витка спирали. Если не подхватит потоком, садиться придется только в овраг. На поле за оврагом после двух витков уже не вытяну. Не страшно. Фоновый ветер слабый. Сильного ротора в овраге быть не должно, а между кустами как-нибудь примощусь.

Перекладка веса — максимум, клеванты не трогать, чтобы не увеличить снижения. Есть нолик на полном витке!!! Над рельефом 180 м. Пошел второй виток. Снова без снижения. Ура! Даже если не выкручу, через овраг уже точно перелетаю и спокойно сажусь на поле. Третий виток. На приборе появились плюсики. Что-то между +0.1 и +0.2 м/с. Есть набор высоты! Теперь только бы не потерять. Елочки, миленькие, выручайте. Больше никогда не буду летом на вас ругаться. Летом вы термики генерить не умеете. Зато зимой среди белых снегов вытащить параплан на высоту — это что-то.

Овраг уже за спиной. Над рельефом 300 м. На приборе стабильные +0.5 м/с. Хорошо сработали елочки. Все правильно. Белые поля холодные. Темные леса теплые. Потоки генерятся деревьями. Значит, однозначно идти надо над лесами.

Впереди поля, но посреди поля прямо по курсу на удалении пары км деревня Тростниково. Деревня — это темные дома. К тому же, судя по дыму из труб, крестьяне печки топят. Наверняка специально, чтобы термики над домами были сильнее. К деревне подхожу с высотой 370 м и цепляю стабильный поток +1.0 м/с.

Нервы успокаиваются. Полет становится понятным и предсказуемым. В процессе набора высоты вижу на горизонте дорогу с достаточно интенсивным по местным меркам движением. Высоты тем временем от потока с деревни набралось 700 м. Поток кончился, и я встаю на переход к следующему перелеску. Там уже вполне предсказуемо снова набираю высоту и теперь гарантированно долетаю до трассы Залегощь-Верховье.

Над трассой 350 м. Внизу под ногами очередной перелесок — генератор потока. В принципе можно лететь дальше, но Чертенок, видимо вполне удовлетворенный совершенным обезьянством, молчит, а чувство здравого смысла напоминает, что зимний маршрут состоялся, внизу дорога (то есть подбор), что дальше опять дорог не будет, а дело к вечеру и на мне лишь легкий комбинезон. Решение? Посадка.

Сажусь в 100 м от дороги, собираю параплан и выбираюсь на трассу. Снега на поле по пояс. Мда. В начале полета я очень оптимистично предположил, что пройти по целине несколько км не проблема. В реальности даже 100 м — задача непростая. Но теперь это уже не важно. Зимний маршрут состоялся. В активе 45 мин налета, 4 обработанных потока, 700 м высоты над стартом и дальность полета около 11 км.

Заметка в копилочку летного опыта. Термическая активность определяется не абсолютными температурами воздуха, а тепловыми контрастами. Зимой среди снегов термические потоки тоже бывают.

Жизнь продолжается. Надо возвращаться. С досадой вспоминаю, что перед посадкой забыл сообщить в рацию о месте приземления. Коротковолновая рация отлично работает на прямой видимости. Как-то мне довелось держать связь на дальности 52 км, но это было между двумя парапланами, летящими на приличной высоте. На земле рельеф глушит сигнал, и дальность связи не превышает 1-2 км. К счастью телефон с собой. Остается надеяться, что Денис на земле и его телефон тоже с ним.

— Але, Денис! Я сел! Съездишь на подбор?

— Да, Вадим, конечно съезжу. Ты мне только ключи от машины как-нибудь передай.

Ой! Ключи от Денисовой машины у меня в кармане. Мда. Попал. Ну ладно. Полеты — мероприятие комплексное. Выхожу на обочину дороги голосовать. Люди, живущие вдали от мегаполисов, как-то добрее. Не проходит и пяти минут, как местный мужик уже загружает меня в свой жигуленок и через 10-15 минут я со словами благодарности высаживаюсь на трассе Залегощь-Новосиль. Еще через 10 минут подъезжает Саня Шашков, и на нем мы возвращаемся на старт.

Хороший день получился. И полет, и зимний маршрут, и последующее возвращение.

 

В. Тюшин
Орловская обл, г Новосиль
8 марта 2013 г.

 




Яндекс.Метрика
^Наверх