Лого клуба "Первый шаг" Парапланерный клуб "Первый шаг"
+7(916) 956-5621
Контакты | Поиск | Форум









Система Orphus





География посетителей страницы

Белогривые лошадки

Полеты на воздушное хулиганство
требуют наиболее тщательной
предварительной подготовки.
Авиационная мудрость

 

Вообще-то нашей сверхлегкой авиации (СЛА) в облаках летать нельзя. Этому есть как минимум четыре серьезные причины.

1) В мощных кучево-дождевых облаках скорости вертикальных потоков воздуха настолько велики, что даже "большие" самолеты стараются их избегать.

2) Видимость в облаке не превышает 40-50 м. Попадание в одно облако нескольких аппаратов может привести к столкновению в воздухе.

3) Вне видимости земли и горизонта, не имея соответствующего приборного оборудования, пилот СЛА может потерять пространственную ориентировку и способность нормально управлять своим аппаратом.

4) Даже при плюсовой температуре воздуха у земли в перенасыщенном влагой облаке возможно обледенение крыла и потеря им несущих свойств.

Однако, как быть, если в голове мурлыкает детская песенка: "Облака-а-а, белогривые лоша-а-адки...", очень-очень хочется лошадок этих за гривы потрепать, а из багажника автомобиля выглядывает парамотор, напоминая, что умеет набирать высоту сам по себе независимо от термических потоков и буксировочных лебедок?

Прежде всего, следует еще раз внимательно перечитать причины запрета полетов в облаках и осознать связанные с ними опасности. Затем, подойдя к вопросу разумно и творчески, оценить свои возможности на предмет осуществления этой авантюры и, приняв положительное решение, начать продумывать детали предстоящего полета.

Вариант полета над термическими кучевыми облаками я отбросил сразу. Во-первых, до них еще нужно добраться. Высота нижней кромки термических облаков в хорошую погоду обычно составляет 1000-2000 м, что при полете на парамоторе с его скороподъемностью 1-1.5 м/с достаточно много. Во-вторых, неизвестно насколько такое облако будет развито вверх и какова будет турбулентность воздуха у его краев. В-третьих, планируя полет на высоте, про "большую" авиацию тоже не следует забывать. Тем более, что облако, закрыв добрую половину видимого неба, существенно затруднит ведение осмотрительности.

Интерес представляют облака пониже. В осенне-зимний период иногда на высоте нескольких сотен метров над землей образуется тонкий слой облачности. Причем этот слой бывает настолько тонок, что его даже солнце насквозь просвечивает. Вот бы такие облака поймать. До них и дотянуться на парамоторе можно запросто, и вниз убежать не трудно, если что-либо пойдет не так как хочется, и самолетов можно не опасаться так как "большие" летают значительно выше. Остается только терпеливо дождаться правильной погоды...

 

Парамотор среди облаков.

Облака-а-а, белогривые лоша-а-адки...

 

Ее величество Погода улыбнулась в конце октября. В активе: сплошная и низкая пелена облаков с небольшими просветами в которых проглядывало голубое небо, ветер у земли, не превышающий в порывах 4 м/с, готовый к полету парамотор и весьма задорное настроение пилота, что тоже является немаловажным фактором, способствующим успеху. В опасениях: скорость движения облаков. Ветер на высоте был явно и существенно больше приземного. Лететь? Конечно, лететь! Когда еще в следующий раз удастся поймать тонкую пленку облаков с солнцем и голубым небом над ней.

15-20 минут на подготовку парамотора, и я в воздухе. Курс, при пробивании облачности, я смогу выдерживать по солнцу, чей диск стабильно просматривается сквозь облака. Положение относительно земли видеть не буду, а ветер на высоте существенный. Поэтому заранее, в порядке профилактики возможности сдувания верховым ветром, по низам ухожу от старта против ветра на 2-3 км. Там прибавляю обороты и начинаю подъем.

Вошел в облака на высоте 220 м. Нервы напряжены. Руки готовы "ловить" крыло в случае сложения турбулентностью, однако на удивление совершенно не болтает. Начинаю осматриваться. Что можно разглядеть внутри облака в отсутствии земли и видимого горизонта? Можно увидеть в легкой дымке над головой купол параплана. Можно и нужно постоянно следить за контуром солнца, чтобы держать парамотор на заданном курсе. А еще можно увидеть свет.

Удивительно! На земле мы привыкли, к тому, что свет идет сверху от солнца: свет сверху, тени снизу. Внутри облака свет идет отовсюду. (1) Солнечные лучи многократно отражаются и преломляются в мельчайших капельках воды, из которых состоит облако. Теней нет. Есть только свет, окружающий пилота со всех сторон и с каждым набираемым метром высоты, становящийся все ярче и ярче.

Облака расступились на 450 м. Ощущения непередаваемые. Внизу, всего в 200 м под ногами, конец октября: все серо, сыро и сумрачно. Здесь яркое солнце и голубое весеннее небо, а свет, льющийся сверху, усиливается отражением от ослепительно-белой равнины облаков под ногами.

Ура! Получилось!!! Я над облаками!!! Можно прогуляться по облачным полям. Продолжая набирать высоту, лечу к ближайшему находящемуся впереди "холму".

Казавшийся в двух шагах облачный холм оказывается совсем не так близко, как хотелось бы. Расстояния скрадываются как в горах, где расположенные на приличном удалении предметы тоже на первый взгляд кажутся почти рядом. Через пару минут полета облако становится ощутимо ближе — это радует. Однако настораживает то обстоятельство, что облако явно развивается вверх. С моей скороподъемностью я его уже не перепрыгиваю. Вариантов два: или, продолжая набор высоты по прямой, нырять в облако, или обходить его сбоку. Нырять в серую муть не хочется, тем более, что, находясь ниже вершины облака, я не могу оценить насколько оно вытянуто вдоль линии полета. Обойти сбоку? Но тогда, отклонившись от базового курса "строго против ветра", я рискую затруднить себе восстановление ориентировки после спуска и возвращения под облака. Окончательное решение пришло, откуда не ждал. Перед надвигающейся облачной стеной открылся просвет до земли. Смотрю вниз. Пытаюсь определить свое место... Ой!!!

Я уже над стартовым полем! Высота полета около 600 м. Я стою носом строго против ветра, и при этом меня несет хвостом так, как будто я нормально лечу в штиль лицом вперед. Это значит, что ветер на высоте не менее 20-25 м/с. Срочно вниз пока не сдуло! Срочно вниз пока под ногами окно, и я могу спускаться, видя землю!

Двигатель в малый газ. Смотрю на вариометр. Вместо положенного для параплана "Хантер" снижения в -2.5-3.0 м/с вижу набор +0.5 м/с. Ладно. Не критично. Глубокая спираль нам в помощь. Проваливаюсь в колодец. Через несколько витков меня вносит в стенку колодца и окружает серой мутью. Светящаяся пелена вокруг уже не радует. Ориентируясь по солнцу, ставлю парамотор носом на ветер и снова возвращаюсь в колодец облачного просвета. К этому моменту из восходящего потока я видимо вышел. Наблюдаю устойчивое снижение -1.0-1.5 м/с. Теперь немного подождать, и вот уже нижняя кромка облаков.

Снова вокруг осень, серость и сырость. Пока пробивал облака, меня унесло за стартовое поле километра на 2. Ориентировку восстановил быстро. Спускаюсь к земле и на высоте 30-40 м, где ветра почти нет, возвращаюсь на старт к друзьям, чаю и бутербродам.

Что можно сказать об этом полете... Обезьянство? Однозначно да. Была ли в полете рисковая составляющая? Пожалуй, тоже да. Она бы проявилась в полной мере если бы я не заметил с высоты через просвет в облаках как меня несет верховым ветром и не принял бы решение немедленно спускаться вниз. Но как же там за облаками красиво! Как же здорово из серой и тоскливой осени хотя бы на несколько минут перенестись в яркий и солнечный весенний день. Только ради этого уже стоит освоить полеты на парамоторе.

Заметка в копилочку летного опыта. Ветер на высоте может существенно отличаться от приземного. Чтобы пилот СЛА не потерял ориентировку при полете вне видимости земли, наличие GPS-навигатора и страхующего его компаса обязательно.

 

В. Тюшин
Звенигород, Московская область
28 октября 2001 г.

 

  1. Внутри облака свет идет отовсюду. — Речь идет исключительно о тонких и насквозь просвечивающихся солнцем облаках. В толстом и насыщенном водой облаке темно, мокро и, если попасть в обледенение, то и страшно.

 




Яндекс.Метрика
^Наверх