Джойстик
Наступило лето и клуб "Первый шаг" традиционно поехал
под Пятигорск на гору Юца.
Юца великолепное место для проведения учебных полетов на
парапланах. Здесь будет интересно и полезно летать пилотам любой
квалификации. Ничего еще не умеете и нужно научиться поднимать крыло?
В распоряжении курсантов широкое выкошенное поле местного аэродрома.
Для планирующих полетов имеются покрытые мягкой травой склоны с
перепадами высот от 15-20 до 250 м.
Возможности для обучения парению в динамических потоках выше всяких
похвал. Особенно вечером, когда термическая активность стихает и
господствующий здесь юго-восточный ветер создает ровный и стабильный
поток (Юцкое "молоко"), позволяющий уверенно летать на
высоте в 300 м над долиной.
Пилотам, осваивающим маршрутные полеты в термических потоках, Юца
даст достаточно высоты, чтобы зацепиться за термик, а бескрайняя
степь и сеть дорог обеспечат безопасное приземление в любой точке
маршрута и беспроблемное возвращение в лагерь.
Очередной Юцкий день порадовал нас ярким солнышком и почти полным
отсутствием ветра. Занимаемся посадкой в цель.
"Посадка в цель" упражнение комплексное. Здесь
и четкий старт, и маневры в воздухе, и точное удержание параплана
на предпосадочной прямой. Для курсантов серьезная работа. Для инструктора
сплошной отдых. Надежно стартовать курсанты уже давно научились
на этапе простых слетов. Поворачивать и заходить на посадку против
ветра тоже. Садиться пока получается лишь с точностью
"до поля", но это не критично, так как учебная площадка
достаточно широка и прощает промахи. А что курсанты мимо цели мажут,
так на то у инструктора припасено четыре ценных указания.
Посадка
должна быть мягкой. Попытка приземления "любой ценой"
это курсантская заявка на поездку к травматологу. Промах мимо цели
всего лишь ошибка в расчете, которую можно будет исправить в следующим
полете.
Не
крутись над точкой. Выходить на предпосадочную прямую нужно заранее,
чтобы был запас высоты и времени на исправление ошибок в расчете
на посадку.
Если
недолет. Ну что же ты так далеко зашел. Надо поближе.
Если
перелет. Ну что же ты теперь так близко зашел. Надо подальше.
Сижу в тени под кустиком. Потягиваю минеральную водичку. Наблюдаю
курсантские прыги. Периодически выдаю ценные указания. Красота.
Вдруг замечаю, что какой-то параплан зацепился за термический поток
и начал набирать высоту... Все бы ничего, но я знаю этот параплан
и видел в полете пару дней назад курсанта им управляющего. Зрелище
было, мягко говоря, безрадостное. А тут вдруг такой успех. Я восхищен
и заинтригован. Оглядываюсь. Вижу, невдалеке стоит инструктор этого
курсанта. Подхожу.
О, супер. Как все отлично у парня получается!
Инструктор смотрит на меня. Улыбается, показывает радиостанцию
в руке и отвечает.
Джойстик-то вот.

Джойстики бывают разные. Хороший джойстик должен иметь
выходную мощность не менее 5 Вт.
Рука Мастера, сжимающая рацию, крепка и нюх на термики
работает нормально. Однако остается вопрос для раздумий.
Кто летал над Юцким аэродромом?
И еще вопрос без улыбки.
Что делать тому, кто в воздухе, если
ВДРУГ случится нештатная ситуация, а джойстик сломался (батарейка
села, проводок порвался, да мало ли что...)?
В. Тюшин
Юца, Ставропольский край
2008 г.
|