Лого клуба "Первый шаг" Парапланерный клуб "Первый шаг"
+7(916) 956-5621
Контакты | Поиск | Форум









Система Orphus





География посетителей страницы

Первый термик

Юцкая погода развивалась по классике. Утром учебные прыги курсантов клуба "Пульсар" со слабым дыханием ветра с юга. Затем постепенное усиление ветра и его разворот на юго-восток в сторону основного склона горы. Курсанты-парители отлично полетали в динамическом потоке, а когда ветер усилился, были отправлены на посадку вниз. Инструкторский состав, занимавшийся контролем курсантских полетов, остался на вершине.

Сидим, думаем, что делать дальше. Вариантов не так много. Ветер продолжает усиливаться. Стартовать с вершины уже небезопасно. Значит, надо спускаться пешком вниз в лагерь ждать вечернее стихание ветра.
Примерно на трети пути обнаруживаем, что ветер стал немного тише. Пешком идти очень не хотелось. А может все же слететь?

Стоим в раздумьях. Нюхаем погоду. Ветер крепкий, но, благодаря меньшей высоте, он уже в рамках приличия. Только после взлета нужно сразу уходить влево к аэродрому, не приближаясь к перегибу основного склона, где может запросто вынести на высоту и сдуть за гору в ротор. Решение? Летим.

Я — выпускающий. Ж и А уходят первыми. Сразу после отрыва от земли пилоты поворачивают влево и летят к лагерю, минуя зону подъема над основным склоном Юцы.

Наступает моя очередь. Готовлюсь к взлету. Ветер? Приемлемо. Подъем крыла. Стабилизация. Отрыв. Земля уходит вниз. Можно поворачивать налево к лагерю. И тут вдруг сидящий на плече Чертенок начинает быстро-быстро шептать в ухо: "Зачем сразу к лагерю? Слетай направо. Посмотри, какой там шикарный поток. К середине склона идти не надо. Ты чуть-чуть. Неужели не интересно посмотреть, как там за перегибом?" А ведь действительно интересно. Пробую!

После доворота вправо результата долго ждать не пришлось. Удар потока в крыло получил сразу, как только выскочил за перегиб склона. Мой параплан Крокус-спорт мгновенно вынесло над вершиной Юцы. Пытаюсь пробиваться к аэродрому. Вроде не сдувает. Потихоньку ползу вперед. При этом меня все время уверенно тащит вверх. Приближаюсь к палаточному лагерю. Гора уже в стороне, но набор высоты почему-то продолжается. Над вершиной Юцы не менее 150 м. Оглядываюсь по сторонам...

В этот момент вспомнился недавний разговор с Р — одним из опытнейших пилотов Юцы. Я тогда чудесно полетал утром в динамике у склона (1). Весьма довольный собой спустился вниз и, сложив параплан, шел обедать. И вдруг ошарашивающий вопрос Р: "Почему ты не улетел на маршрут? Погода есть, термики (2) есть...". И ведь действительно: почему?

Не улетел я тогда потому, что о возможности маршрутного полета не думал. Я летал исключительно в динамическом потоке у склона, а о термиках знал лишь то, что они существуют, но с собой и своими полетами их не ассоциировал, считая чем-то запредельно сложным.

Тем временем полет продолжается. Над вершиной Юцы, между прочим, уже около 250 м. Это не может быть динамиком. Неужели термик? Термик!!! В термиках положено набирать высоту, крутя спирали. Начинаю крутить. О так называемой центровке потока речь не идет. Просто держу параплан в плавном развороте и наблюдаю на авиационном барометрическом вариометре (3) ВР-10М, с которым тогда летал, вертикальную скорость от +3 до +4 м/с. Высота продолжает увеличиваться. Над вершиной около 500 м, а самого меня тем временем вместе с потоком постепенно выносит за гору к поселку.

 

В начале 90-х годов ХХ века достать для полетов на параплане авиационные барометрические приборы было редкой удачей.

В начале 90-х годов ХХ века достать для полетов на параплане
авиационные барометрические приборы было редкой удачей.

 

Вариометр показывает стабильный набор от +2 до +3 м/с. Красотища. Я уже не раз наблюдал землю с высоты, летая в динамике у склона, но то, что видится сейчас не идет ни в какое сравнение с тем, что было раньше. Раньше рядом всегда был склон. Сейчас только небо! Домики внизу маленькие, машины на дороге как игрушечные.

Картинка перед глазами, как будто летишь на настоящем самолете, но есть существенное отличие. В самолете пассажир сидит скромненько в салоне, и смотреть может только в бок в иллюминатор. А под куполом моего Крокус-спорта я сам КВС (командир воздушного судна). Я смотрю вперед! Я лечу не туда, куда меня кто-то везет, а куда сам хочу. Супер!!!

Высота над вершиной Юцы 600 м и поселок я уже перелетел. Думаю, что делать дальше и куда лететь. Видимо настало время лететь на маршрут и надо искать следующий термик. Вспоминаю умные метеорологические книжки. В них сказано, что термические потоки живут под облаками. Приглядываю облачко неподалеку и направляюсь к нему.

Однако не все так просто, как хотелось бы. Плюса на вариометре сменяются минусами. Высота быстро тает, а до выбранного облака я явно не долетаю. Разворачиваюсь и пытаюсь вернуться назад в свой старый поток. Увы, не получается. Немного пометавшись над полем, сажусь примерно в 3-х км от старта около Юцкой объездной дороги.

Конечно, хочется большего. Конечно, обидно, что сделал глупость, бросив поток, в котором уверенно набирал высоту. Тем не менее, душа ликует от осознания факта, что термики существуют не только в книжках и рассказах опытных пилотов, но и я сам на своем крыле тоже могу их ловить. Нужно только научиться их обрабатывать, а пока пара мыслей в копилку летного опыта.

Главный ключик успеха — правильная настройка Мозга. Если начинающий пилот, стоя на старте, думает лишь о парении в динамике, то так и останется вечно болтаться у склона горы. Если же он увидит в локальных усилениях ветра не проблемы (приземная турбулентность и опасность сдувания параплана за гору), а возможность улететь с термиком на маршрут и будет действовать соответствующим образом, то его шансы на маршрутный полет существенно повысятся.

Второе. Если начинающему пилоту удалось зацепиться за термик, обкручивать его следует как последний в жизни. Новый поток на маршруте новичок скорее всего не найдет, так как ни опыта, ни умений для этого пока нет. Но сейчас-то пилот в потоке! Летные минутки идут. Практика полетов в термиках нарабатывается. Выпадешь из потока — через 3-5 минут будешь на земле. Поэтому крути найденный поток до конца, а дальше как получится...

 

Ставропольский край. Юца.
1995 г.

 

  1. Динамик — он же ДВП или динамический восходящий поток. Когда ветер ударяется о склон горы, воздух начинает подниматься вверх вдоль склона. В этой области можно часами парить над землей.
  2. Термик — он же ТВП или термический восходящий поток. От нагретой солнцем земли греется приземный слой воздуха. Нагревшийся воздух поднимается вверх, образуя термики. Обрабатывая термики, парапланерист может летать маршруты, протяженностью в сотни километров.
  3. Вариометр — прибор, показывающий вертикальную скорость летательного аппарата. То есть поднимается или снижается наш аппарат.

 




Яндекс.Метрика
^Наверх